О критериях отбора
- 8 декабря 2017
- просмотров 3019
Ранее в «Мире энциклопедий» неоднократно поднимался вопрос о выпуске российского энциклопедического издания по азартным играм (гэмблингу; от англ. gambling) — от обсуждения
необходимости такого труда,
дефиниции понятия «азартные игры»,
интересов читателей, наилучших
условий для реализации проекта — до
создания ресурса на технологии «блокчейн»,
допустимости размещения там статей про игровые интернет-слоты и
организации работы в целом с учётом возможных различий в интересах аудитории.

Разумеется, были затронуты не столько темы
as is, сколько подходы к ним, однако растущий перечень поднятых вопросов позволяет заглянуть и на уровень поглубже — в отдельные группы будущих статей. Одним, если не самым многообещающим был бы, конечно же, раздел персоналий. Например, в памяти читателей могут сразу всплыть падкие до азартных игрищ, но тем не менее — великие русские писатели и прочие деятели культуры и не только. Какими должны быть критерии для включения статьи о той или иной персоне в энциклопедию? Можно ли их назвать проработанными и самоочевидными?
С одной стороны, жёстким, но при этом надёжным критерием можно назвать наличие у героя статьи работ на тему азартных игр — художественных ли, публицистических ли, научных ли, не суть. С другой, при подобном подходе из поля зрения выпадает целый пласт персон, которые не смогли либо не посчитали нужным создавать собственные произведения на тему гэмблинга, однако прочно вошли в историю культуры. Например,
Фёдор Иванович Толстой («
Американец») — знаменитый шулер XIX века, любитель попоек, игр и дуэлей, но без него вряд ли возможно представить культурную среду той эпохи. Так, он многократно упоминается в эпистолярном и мемуарном наследии современников. Более того, обладатель прозвища «Американец» успел стать прототипом шулера
Удушьева в романе видного литератора своего времени
Дмитрия Бегичева «Семейство Холмских», а
Александр Грибоедов фактически описал знаковую фигуру в «Горе от ума»:
Всё знает, мы его на чёрный день пасём.
Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом
И крепко на руку не чист. «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)
Колоритных персонажей на основе Фёдора Толстого выводили и другие именитые писатели: дуэлянт
Зарецкий в романе «Евгений Онегин»
Александра Пушкина, граф
Турбин в повести «Два гусара» у
Льва Толстого, герои рассказов «Бретёр» и «Три портрета»
Ивана Тургенева.
Соответственно,
одним из условий для включения статьи о персоне может стать и её упоминание — напрямую или в качества прототипа — в том или ином художественном произведении. Что же касается мемуаров и писем, то тут однозначного, общего правила быть не может, так как, к примеру, воспоминания часто содержат недостоверную информацию. При этом механическая установка минимального лимита —
n источников, в которых упоминается персона, — тоже может не сработать: все так называемые «источники» могут иметь общий первоисточник, то есть чтобы подтвердить оригинальность каждого, необходимо проведение источниковедческого анализа, что выходит далеко за пределы функций, полномочий и нередко компетенции автора энциклопедический статьи. Таким образом, мемуары и письма могут использоваться только как
дополнительные источники (максимально осторожно и осмотрительно). Соответственно, отдельных статей о
Николае Втором как любителе бильярда, безика и игры дутьё, о предпочитавшем вист
Александре Вяземском (доверенном лице
Екатерины Второй) или о каком-нибудь известном современном деятеле культуры, политике-завсегдатае казино следует всё же избегать.
Статьи о литературных персонажах, героях произведений искусства и тому подобном — логичное продолжение той же темы, однако из-за их обилия и разной степени изученности на текущий момент вряд ли можно гарантировать соответствие одному из
критериев энциклопедического издания — полноте информации по принятому критерию отбора.
Особняком могли бы оказаться публикации о деятелях игорного бизнеса. Известности в качестве игрока или владельца соответствующего заведения может оказаться недостаточно: здесь снова необходимо чёткое определение формальных признаков. Так, в сферу внимания обязательно должны войти руководители профессиональных некоммерческих организаций (НКО), главы игорных заведений-лидеров по подсчётам независимых рейтингов за тот или иной хронологический период, обладатели достижений и наград в соревнованиях и прочие персоны, не только практически, но и
документально зафиксировавшие вклад в развитие игорной индустрии.
Другая важная группа — законодатели, авторы вступивших в силу законопроектов, как минимум с Древнего Рима и до наших дней: официальные лица, которые напрямую формируют «правила игры» в столь неоднозначной сфере, тем более что опосредованным результатом их действий могут быть как те или иные произведения, так и стратегия и тактика в деятельности профессиональных игроков рынка. К примеру, в дореволюционной России классификация игры в качестве азартной, а следовательно, её запрет зависел от решения министра внутренних дел.
Список намеченных к охвату групп персон не стоит характеризовать как исчерпывающий, но в качестве основного — да. Так или иначе, главное тут — не количество, не стремление объять необъятное, а чёткие
формальные критерии, только после определения которых и стоит приступать к работе — составлению списка персоналий для российской энциклопедии азартных игр.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи