Рецензия
- 1 мая 2013
- просмотров 2158
А. Н. Островский: энцикл./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Шуйский гос. пед. ун-т, Науч. центр изуч. творч. наследия А. Н. Островского; Гл. ред. [и сост.] И. А. Овчинина. — Кострома: Костромаиздат; Шуя: ШГПУ, 2012. — 657, [2] с., [8] л. ил., 1 л. портр., факс., ноты: ил.; 30 см. — Частот. слов. языка А. Н. Островского: С. 530-654. — Библиогр.: С. 9-10, библиогр. в конце ст. — 1000 экз. — ISBN 978-5-86229-298-5 (в пер.).
Энциклопедия «
А. Н. Островский» впервые столь масштабно охватывает как биографию драматурга, так и его художественное творчество. В этом иллюстрированном издании представлены статьи, распределенные на
несколько разделов. Так, в разделах «Произведения Островского», «Островский и русская литература», «Островский и русская критика» есть научно выверенная интерпретация не только всех драматических произведений писателя (статьи
А. И. Журавлевой,
И. А. Овчининой,
В. В. Тихомирова,
Ю. В. Лебедева,
Н. Л. Ермолаевой,
И. Н. Исаковой и др.), но и прозы, мемуаров, очерков, писем, статей, переводов, служебных записок и проектов, связанных с театральной деятельностью. Авторы энциклопедии не обходят стороной и те пьесы писателя, которые написаны им в соавторстве.
Для создания полноты картины исследование публицистики
Островского сопровождается описанием журналов и газет, с которыми сотрудничал Островский: «Библиотека для чтения», «Время» (
Е. Ю. Фаркова), «Дело» (
Е. Н. Белякова), «Гражданин» (
В. В. Филичева).
В разделе «Поэтика. Теория» дается детальное рассмотрение поэтики пьес Островского с учетом опорных художественных понятий: жанры, сюжеты, персонажи (
Л. В. Чернец), время и пространство (
Л. В. Лапонина), символ, гротеск, цикл, сатира, финалы (
А. П. Ауэр), заглавие, рамочный текст, ремарки (
Ю. В. Кабыкина).
Биография Островского подробно представлена в специальном разделе «Летопись» в хронологическом порядке и в то же время прослеживается в статьях, указывающих на становление Островского как драматического писателя. Характерной в этом отношении является статья
С. М. Шаврыгина «Античные литературы», где отчетливо показано, как воспринимал Островский литературу Древней Греции и Рима и каким образом сформировались античные реминисценции в его пьесах.
Не менее важной представляется нам статья
Л. А. Черновой «Библиотека Островского», в которой подробно рассказано об Островском-читателе. А представление об Островском-путешественнике дает предельно конкретизированное описание мест, связанных с жизнью Островского, и прежде всего Москвы (
А. А. Ревякина), Петербурга (
Н. Г. Михновец), Костромы (Ю. В. Лебедев), Одессы (
А. Т. Малиновский), Волги (
М. В. Строганов). Существенным дополнением здесь являются «Англия и Островский» (
К. Сили Рахман,
Н. К. Ильина), «Германия и Островский», «Италия и Островский» и «Франция и Островский» (
А. А. Хёхерль).
Описаны творческие и родственные связи писателя, влияние театральной среды (разделы «Островский и театр», «Островский и театральная критика»: «Провинциальные театры и Островский», «Петербургский Малый театр» (
И. Ю. Матвеева), «Народный театр и Островский» (
Л. Е. Кочешкова)).
В статье «Изучение жизни и творчества А.Н. Островского» (В. В. Тихомиров, И. А. Овчинина,
Л. Я. Воронова, А. А. Ревякина, Н. Л. Ермолаева) показаны этапы развития интереса к творчеству писателя.
Важная часть проекта — алфавитно-частотный словарь художественных и нехудожественных произведений Островского. Языку Островского посвящены и некоторые отдельные статьи: так, предложена типология диалогов и монологов, анализ иноязычных вкраплений, которые чаще всего комически окрашивают речь героев (Л. В. Чернец);
Н. С. Ганцовская прослеживает отражение в пьесах Островского языка современного писателю социума, утверждая, что «с именем О. связан наиболее ощутимый демократический вклад в совершенствование литературного рус. яз. — мощный приток элементов живой разговорной речи» (с. 497).
Энциклопедия содержит также разделы «Биография и окружение Островского», «Островский и изобразительные искусства», «Островский и музыка».
К. В. Зенкин и
Е. А. Рахманькова подчеркивают музыкальность драматургии Островского, родители которого считали музыку важнейшим компонентом воспитания.
Удобная структура энциклопедии, система ссылок и объединение близких по тематике статей помогают читателю свободно ориентироваться в столь объемном труде.
Перед нами колоссальный многолетний труд, проделанный учеными из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Иванова, Шуи, Щелыкова, Твери, Коломны, Самары, Саратова, Пятигорска, Ульяновска, Пскова, Великого Новгорода, а также из Германии, Англии, Украины.
Можно полностью согласиться с утверждением создателей энциклопедии: «Особенностью энциклопедических статей является стремление авторов рассмотреть богатейшие исторические, библиографические, мемуарные, литературные, театральные материалы с ориентацией на современный уровень развития гуманитарной науки (истории, литературоведения, театроведения и др.). В результате многие страницы жизни и творчества Островского предстают в современном прочтении» (с. 6–7).
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Капырина Т. А. [Рецензия]// Вест. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. — 2013. — N 3. — С. 197-198. — Рец. на кн.: А. Н. Островский: энцикл./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Шуйский гос. пед. ун-т, Науч. центр изуч. творч. наследия А. Н. Островского; Гл. ред. [и сост.] И. А. Овчинина; [Редкол.: Н. С. Ганцовская и др.]. — Кострома: Костромаиздат; Шуя: ШГПУ, 2012. — 657, [2] с., [8] л. ил., 1 л. портр., факс., ноты: ил.; 30 см. — Частот. слов. языка А. Н. Островского: С. 530-654. — Библиогр.: С. 9-10, библиогр. в конце ст. — 1000 экз. — ISBN 978-5-86229-298-5 (в пер.).