Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедический словарь «М. Ю. Лермонтов»

Энциклопедический словарь «М. Ю. Лермонтов»

Рецензия

  • 30 октября 2018
  • просмотров 2444
  • комментариев 1
М. Ю. Лермонтов: энцикл. слов./ Моск. гос. обл. ун-т, Ист.-филол. ин-т; Гл. ред. и сост. И. А. Киселева; [Вступ. статьи монаха Лазаря (Афанасьева), И. П. Щеблыкина]. — М.: Индрик, 2014. — 936, [3] с.: ил.; 30 см. — На корешке: Целевой конкурс. — Каталог рукописных источников о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова: С. 896-924. — Избр. библиогр.: С. 925-928. — Библиогр. в конце словарных ст. и в подстрочных примеч. — Указ. ст.: С. 929-934. — 800 экз. — ISBN 978-5-91674-311-1 (в пер.).

Под грифом Московского государственного областного университета и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда московским издательством «Индрик» выпущено издание — «М. Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь», приуроченное к 200-летию поэта; главный редактор и составитель — доктор филологических наук И. А. Киселёва. Непросто стать событием в столь изученной, на первый взгляд, области. Между тем «Энциклопедический словарь» уже занял одно из первых мест не только в числе новейших юбилейных изданий, но и в ряду фундаментальных трудов по истории русской классической литературы.

Актуальность подготовки «Энциклопедического словаря» очевидна: каждое новое поколение исследователей, как и читателей, прочитывает Лермонтова в иной исторической ретроспективе; и потому издание энциклопедического собрания сведений о жизни, творчестве, личных связях и историко-литературных взаимодействиях поэта призвано отразить новый этап его осмысления. В этом отношении задача авторского коллектива под руководством И. А. Киселёвой потребовала серьёзной научной работы, которая и была выполнена на самом высоком уровне. «Энциклопедический словарь» не подменяет уже существующие в лермонтоведении издания; он отражает иную социокультурную реальность, частью которой Лермонтов продолжает оставаться и поныне.

В структуре «Энциклопедического словаря» удачно сочетаются актуальные проблемно-тематические блоки, построенные по алфавитному принципу и посвящённые различным сторонам лермонтовского наследия — начиная с обобщающих статей о каждом из его произведений и заканчивая обзорами материалов о месте, которое занимает Лермонтов в различных областях культуры.

В алфавитной части Словаря И. А. Киселёвой выделены два крупных раздела: «М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество, увековечение памяти» и «М. Ю. Лермонтов: личные и творческие связи». Не меньшую ценность представляет раздел «Дополнительные материалы» с описаниями и картами маршрутов Лермонтова, синхронистическими таблицами, генеалогическими материалами, а также с каталогом рукописных источников о жизни и творчестве Лермонтова в архивах России и за рубежом. Внушительные пласты редких и архивных материалов существенно дополняют наши представления о духовном, личностном становлении великого русского поэта.

Сравнительно с имеющимися энциклопедическим изданиями о Лермонтове в рецензируемом труде впервые представлены основные тенденции в изучении его наследия. Эта непростая задача успешно реализована не только потому, что в словаре отражена научная литература последних десятилетий о Лермонтове. По-новому представлены наиболее известные исследователи-лермонтоведы, расширены библиографические списки, преимущественно той части лермонтоведческого наследия, которая прежде не учитывалась, в том числе по идеологическим мотивам. Отмечу также обширную обобщающую статью «М. Ю. Лермонтов в критике и литературоведении» (И. П. Щеблыкин). Благодаря этим материалам отдельные авторские статьи «Энциклопедического словаря» о творчестве Лермонтова органично укладываются в единый контекст истории русской и мировой культуры; рецепция лермонтовского наследия предстаёт своеобразным «барометром» эпохи, личность и творчество поэта оказываются при этом осмыслены как своеобразное «зеркало», в котором каждый из критиков, исследователей, переводчиков, писателей-последователей находил нечто близкое. Так формируется видение своеобразного «лермонтовского пространства» нашей культуры — думается, и составляющего главную цель «Энциклопедического словаря».

Ещё одна задача, поставленная и в полной мере решённая И. А. Киселёвой, — отказ от ряда стереотипов, настолько прочно закрепившихся за именем Лермонтова, что иной раз подобные устоявшиеся трактовки словно бы вытесняли сами факты, подменяли первоисточники. Таковы пресловутые идеи о «богоборчестве», «демонизме» Лермонтова, представления о нём как своеобразном «демоне» своего поколения, о тотальном одиночестве поэта — «декабриста без декабря» — и мн. др. Интересно, что подробное и непредвзятое рассмотрение тех свидетельств, которые оставили о поэте современники, позволяет создать совсем иной образ — Лермонтова как человека своей эпохи, окружённого друзьями, единомышленниками, близкими людьми; русского офицера, мужественно сражавшегося за свою страну, желавшего блага России; истинного русского аристократа, в жизни которого так значимо неписаное правило дворянского бытия — «тот дворянин, кто за многих один». В свете этого несколько иной оттенок обретают социально-политические мотивы в стихах Лермонтова, переосмысливаются факты общения поэта с его светскими приятелями и знакомыми; даже сама поэтика Лермонтова, при всей безусловной оригинальности его гениального дарования — отнюдь не «противостояние» предшествующей литературной традиции, в первую очередь XVIII века и «карамзинизма» начала века XIX.

«Энциклопедический словарь» — важный и серьёзный шаг в развитии современного лермонтоведения, продолжение и развитие отечественных научных традиций историко-литературных исследований и подготовки справочных изданий. Нет сомнений, что его богатейший научный потенциал станет основой для творческих поисков в будущем, для формирования нового поколения лермонтоведов, для популяризации наследия поэта в молодёжной среде.

М. И. Щербакова

  • Теги
  • Индрик
  • Лермонтов
  • Михаил Юрьевич Лермонтов
  • биографическая энциклопедия
  • лермонтоведение
  • литературная энциклопедия
  • персональная энциклопедия
  • русская литература
  • Библиографическое описание ссылки Щербакова М. И. [Рецензия]/ Марина Ивановна Щербакова // Вестн. МГОУ. Сер.: Рус. филология. — 2015. — N 4. — С. 161-162. — DOI: 10.18384/2310-7278-2015-4-161-162. — Рец. на кн.: М. Ю. Лермонтов: энцикл. слов./ Моск. гос. обл. ун-т, Ист.-филол. ин-т; Гл. ред. и сост. И. А. Киселева; [Вступ. статьи монаха Лазаря (Афанасьева), И. П. Щеблыкина]. — М.: Индрик, 2014. — 936, [3] с.: ил.; 30 см. — ISBN 978-5-91674-311-1 (в пер.).

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Скажу по секрету, что в силу специфики своей профессии мне неоднократно доводилось держать в руках рецензируемое издание. И потому несколько не соглашусь с автором насчет необходимости здесь использовать «впервые», «по-новому» —
    Сравнительно с имеющимися энциклопедическим изданиями о Лермонтове в рецензируемом труде впервые представлены основные тенденции в изучении его наследия. Эта непростая задача успешно реализована не только потому, что в словаре отражена научная литература последних десятилетий о Лермонтове. По-новому представлены наиболее известные исследователи-лермонтоведы, расширены библиографические списки, преимущественно той части лермонтоведческого наследия, которая прежде не учитывалась, в том числе по идеологическим мотивам.
    и прочие традиционные клише рецензентов. Прежде всего потому, что даже если идет сравнение с энциклопедией Ираклия Андронникова (кстати, первым опытом персональной энциклопедии поэта), то за прошедшие 30 лет истории литературоведения подходы к изучению творчества писателя по определению должны были измениться.   Идея   А хотелось бы увидеть здесь не просто сухую рецензию, составленную в соответствии с канонами жанра, а что-нибудь «погорячее». Например, то, что структура издания и стиль статей больше напоминают коллективную монографию (см. скрины в описании издания).
    Впрочем, финальная фраза —
    ...Нет сомнений, что его богатейший научный потенциал станет основой для творческих поисков в будущем, для формирования нового поколения лермонтоведов, для популяризации наследия поэта в молодёжной среде.
    весьма вдохновляет. Дай-то Бог! Восклицание
    • 0/0