В России появился словарь по теории прекрасного
Рецензия
- 27 декабря 2018
- просмотров 2055
Кривцун О. [А.] Основные понятия теории искусства: энцикл. слов./ О. [А.] Кривцун; [Ред. М. П. Крыжановская; Рецензенты: А. М. Буров, Е. В. Дуков, Н. Б. Маньковская, Е. В. Сальникова]. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 448 с., [32] л. цв. ил.: ил.; 25 см. — (Humanitas). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-827-5 (в пер.). Энциклопедический словарь, как признается его автор, доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ
Олег Кривцун (р. 1954), «по своему жанру является не классическо-академическим, а поисковым... То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним».
Надо сказать, что в нашей стране это первая (и весьма удачная) попытка создания специального словаря по теории искусств – в данном случае с упором на изобразительные: живопись, графику, скульптуру, архитектуру. Название – изящный оммаж работе «Основные понятия истории искусства» (1915), написанной
Генрихом Вельфлином, швейцарским теоретиком и историком искусств, называвшим себя формалистом.
Потребность в научной гармонизации искусствоведческого инструментария назрела давно. Надо ведь было к тому же осмыслить и упорядочить целую гамму новых понятий и категорий, как классических, так и не классических. Таких как «художественная рефлексия», «артхаусное искусство», «богема», «катарсис», «мимесис», «дизайн», «язык в искусстве», «художественный вкус», «красота», «искусство и мораль» и другие термины из сферы философии искусства, эстетики, культурологии. Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.
А вот, к примеру, как Кривцун описывает взгляды современных исследователей на эротическое: «Эротика – это специфическое качество, присущее только человеческой сексуальности, у животных эротика отсутствует. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом необходимо развитое эстетическое чутье, умение осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативную функцию, то есть привносить в него игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость. Да и в самом человеческом обществе эротика как творческий, игровой уровень сексуального поведения, не сводящийся только к функциональности, возникает не сразу, есть результат развития индивидуальной психики и самосознания».
Так что давайте развивать психику, что ли. А энциклопедический словарь «
Основные понятия теории искусства» Олега Кривцуна нам в этом поможет.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
Александр Герасимов. В бане. 1935. Иллюстрация из книги