Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Выпуск сводного энциклопедического тома серии «Ислам в Российской Федерации» отложен из-за нехватки информации в научном обороте

Интервью

  • 28 сентября 2019
  • просмотров 1399
  • комментариев 3
Ведущие зарубежные и отечественные учёные-исламоведы и специалисты по Кавказу приняли участие в международном форуме «Ислам в мультикультурном мире», который завершился 27 сентября 2019 года в Казани, сообщает «Кавказский узел».

Накануне форума главный редактор издания и первый зампред Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ), кандидат политических наук Дамир Мухетдинов рассказал изданию о ходе работ по проекту «Ислам в Российской Федерации». В частности, выпуск сводного тома, который планировался на 2019 год, отложен до марта 2020 года. Ранее, на научной конференции в октябре 2017 года, учёный анонсировал выпуск энциклопедического словаря про ислам на северо-востоке Кавказа. Первое издание энциклопедической серии вышло в 2007 году.

Целью инициативы является поддержка формирования научного подхода к исследованию наследия российских мусульман, однако препятствием стали лакуны в освещении истории ислама в ряде регионов, особенно на юге России и Кавказе. К марту 2020 года издатели словаря рассчитывают собрать весь существующий материал, чтобы «максимально закрыть фундаментальные пробелы». Хотя всё то, что не делалось в течение многих десятилетий, нельзя исправить за несколько месяцев. Не проводились археологические раскопки, не организовывались этнографические экспедиции, не занимались переводом и изданием литературы, первоисточников, рукописей. Читая книги по источниковедению, понимаешь, что ряд фундаментальных работ, о которых упоминают политики, общественные и религиозные деятели, просто не введены в научный оборот. Формат энциклопедии предполагает, конечно, постоянное переиздание, обновление и исправления, но определённый материал должен быть согласован и сдан в тираж.
Дамир Мухетдинов, первый зампред ДУМ РФ
Для него стали открытием серьёзные пробелы в изучении исторического прошлого ряда регионов Северного Кавказа. Необходимо перевести, осмыслить и издать, пусть не с комментариями, но хотя бы с научным вступительным словом, книги местной богословской мусульманской мысли. Сейчас заключены соглашения со специалистами по Северному Кавказу, которые занимаются мониторингом и описанием рукописей, хранящихся в Петербурге и других городах России. Нужно обозначить приоритетные переводные проекты, которые нужно ввести в научный оборот. На Кавказе большое этническое разнообразие, и порой сложно разобраться, к какому этносу, скажем, отнести наследие того или иного богослова. Из-за этого случаются жёсткие споры и дебаты.
Дамир Мухетдинов
Спорных вопросов в истории ислама на Северном Кавказе остаётся много. Так, отдельные персоналии в описаниях тарикатов — методов духовного возвышения и мистического познания Истины — и суфийских братств региона имеют мифологический характер. Современная этнография рассматривает их именно в жанре мифологии. Вместе с тем есть мнение части мусульманских богословов, которые имеют свою устойчивую точку зрения на них. Иногда и политики, вопреки исторической правде и подсказкам со стороны учёных, вводят такого рода мифологемы в общество. Всё-таки энциклопедия «Ислам в РФ» претендует быть научным, академическим изданием, а не собранием фольклора мусульманских народов России.
Дамир Мухетдинов
При этом приходится объединять разные концепции истории ислама и мусульман в России. Есть русскоцентричная школа, есть выдающиеся российские академические учёные, изучающие наследие Золотой Орды: Вадим Трепавлов, Илья Зайцев и другие специалисты в регионах. Они пытаются выстроить определенную линию в отношении истории мусульманских народов. Кто-то из них более объективен, кто-то менее. Есть также и мусульманские авторы, которые со своей стороны преподносят информацию.
Дамир Мухетдинов
Описание развития ислама и мусульманских организаций в постсоветский период тоже оказалось сложной задачей, поскольку в последние десятилетия возникло множество объединений мусульман. Из-за этого энциклопедисты решили «ограничиться биографиями самых известных религиозных деятелей в 20 федеральных центрах».

Юг России оказался проблемной зоной для изучения истории мусульман

В истории ислама и мусульман на юге России остаются неизученными длительные отрезки времени, вторит Мухетдинову член редколлегии энциклопедии «Ислам в Российской Федерации», историк Дмитрий Макаров. На территории Волгоградской области, к примеру, о мусульманах только те исторические работы, которые описывают золотоордынский период, до конца 15 века. А исследований с конца той эпохи и до позднесоветского времени просто нет, история исламской общины как бы заново начинается с 1970-х годов. Книг, посвящённых истории мусульманства на этих землях в таком огромном отрезке истории, вообще нет.
Дмитрий Макаров, историк
История горских народов, по словам историка, проработана лучше, но полна спорных вопросов.
В их истории очень много этноцентричных мифов, которые противоречат друг другу, и это создает проблемы в изучении. Например, борьба за аланское наследство, в которую включены три этнических комплекса: осетины, карачаево-балкарцы, ингуши и частично чеченцы. История ислама среди горских народов представляет собой совокупность этнических историй, и требуется привести их в порядок, чтобы они хоть как-то сочетались друг с другом. А сочетаются они не очень хорошо: по одному только Дагестану есть как минимум аварская, кумыкская, лакская и лезгинская модели интерпретации истории, в том числе истории распространения ислама в регионе.
Дмитрий Макаров
Большое «белое пятно» имеется в истории степного Предкавказья, а также золотоордынских и османских городов Причерноморья и Приазовья. Это нынешние Ставропольский край, правый берег Кубани, а также значительная часть равнинных территорий Ингушетии, Чечни и Дагестана. Иногда эти земли называют условно «ногайскими», хотя до появления собственно ногаев здесь жили и другие тюркоязычные, а ранее ираноязычные кочевники. Опять же и понятие «кочевничества» этих племён условное, потому что в этом регионе издавна существовали города, в которых они оседали, имелось земледелие. В то же время отгонное животноводство горских народов само по себе было похоже на кочевничество. Более или менее известен Азак (Азов), который существовал как город и в золотоордынский, и в османский периоды, а такие османские города как Анапа, Геленджик, Тамань, Темрюк в Военно-историческом архиве значатся как «ногайские крепости». В то же время достоверно известно, что в Анапе сидел паша, то есть это был провинциальный центр Османской империи.
Дмитрий Макаров
Материалов о многонациональной мусульманской общине Ростова-на-Дону и других городов юга и Кавказа при Российской империи также не хватает. О татарах с Поволжья, поселившихся там, есть сведения, но о жизни большого числа турков-османцев, которые проживали там, почти ничего не пишут. В Ростове-на-Дону в царское время находилось консульство Османской империи, и турки значатся по метрическим книгам так же, как и в Екатеринодаре, в Армавире, в Ставрополе.
Дмитрий Макаров
Исторических данных об исламе на юге России достаточно, однако проблему представляет разрозненность сведений, считает специалист по военной истории ногайцев, профессор кафедры финансового права Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Ялбулганов. Сам он считает пробелом историю движения джадидизма («обновленчества») среди мусульман Кавказа и Поволжья в конце 19-го и начале 20-го веков.

При этом важно разграничивать вопросы распространения ислама на территории современной России и функционирования мусульманских сообществ. Источников в принципе много, но не все они доступны учёным. Не все владеют языками мусульманских народов, использовавших письменность на арабской графике: арабский, фарси, староосманский, старый крымско-татарский и другие. В Дагестане, к примеру, было много знатоков ислама и богословов, издававших книги по исламскому просвещению на арабском. Эта литература должна быть в библиотеках, в архивах, в частных коллекциях.
Александр Ялбулганов, профессор кафедры финансового права ВШЭ

Наследие средневековья на Кавказе не изучено археологами

«Белые пятна» — нормальное состояние историографии той или иной проблемы, особенно если речь идет о «досовременных» эпохах, отметил кандидат исторических наук, сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ (ИСАА МГУ) Тимур Кораев. Условным рубежом он считает 18-19 века — с этого периода количество письменных и материальных источников, позволяющих реконструировать аспекты жизни большинства обществ Старого Света, резко возрастает. То, что историкам многое не известно, ситуация вполне нормальная. Привычная обывателю по учебникам и справочникам картина четкой смены эпох, хронологической канвы событий, чередование фактов и имен собственных — это, чаще всего, сконструированный в рамках той или иной традиции нарратив, отражающий политические, культурные, религиозные и иные приоритеты.
Тимур Кораев, сотрудник ИСАА МГУ
Как ответил востоковед, вплоть до начала, а то и до середины 20-го века приоритет в археологических исследованиях отдавался объектам древности, а чаще античности. А монументы и объекты, относящиеся к средневековью — в контексте обсуждаемого региона это как раз время распространения и утверждения там ислама, игнорировались либо маргинализировались. И если греко-римские руины берегов Черного и Азовского морей раскапываются и тщательно обследуются уже с начала 19 века, то, например, золотоордынская археология насчитывает как особое направление не более нескольких десятилетий.
Тимур Кораев
По мнению исследователя, отпечаток на историографию ислама в регионах юга России наложил советский период с его атеизмом и торжеством исключительно негативных трактовок всего, связанного с религией.

Не существует исторической темы, которую можно считать стопроцентно изученной, добавил замдиректора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН, Кунсткамера), исламовед и арабист, профессор Ефим Резван. Главной проблемой составления энциклопедических словарей и справочников он считает огромное количество фейковой околонаучной информации, которая широко распространена в Сети. Достоверные научные знания зачастую недоступны людям бесплатно, хотя именно их следует распространять, подчеркнул учёный.

Как сообщил Резван, в России есть 2 апробированных энциклопедических справочника по исламу. Один из них — энциклопедический словарь «Ислам», изданный на исходе советского периода. В основном в нём затронуты фундаментальные вопросы, связанные с исламом и его терминологией. Есть также многотомный справочник «Ислам на территории бывшей Российской империи», который делался в Институте восточных рукописей РАН в Петербурге под руководством Станислава Прозорова.
Ефим Резван, замдиректора Кунсткамеры, исламовед и арабист, профессор

  • Теги
  • ДУМ РФ
  • Ислам в Российской Федерации
  • Кавказ
  • РФ
  • Россия
  • Юг России
  • ислам
  • исламоведение
  • недостаточная изученность
  • недостоверная информация
  • нехватка научной информации
  • регионы России
  • религия
  • составление энциклопедии
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Джалилов Р. [К.] Востоковеды признали проблемы в изучении истории ислама на юге России/ Рустам [Комебович] Джалилов. — Текст: электронный// Кавказский узел. — 2019. — 28 сентября. — URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/340631/ (дата обращения: 09.10.2019).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Да уж, только в одной этой статье СТОЛЬКО информации (в том числе и такая, что существующая не успевает обрабатываться)...
    Однако с другой стороны, ЧТО же реально мешает ученым?  Вопрос  Недостаток финансирования или кадрового резерва?  Вопрос  Об этом здесь скромно умалчивается, но я уверена, что дело исключительно в матчасти.  Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Честно говоря, удивлена.  Удивлённо  В каждом российском регионе есть множество ученых и краеведов, которые внимательно десятилетиями исследуют историю родного края и пишут статьи для местных энциклопедий. Почему же у них не хватает информации об истории ислама в их регионах? Плохо работают? Или к ним не обращались?  Вопрос  Лично я найти ответ на этот вопрос не могу.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Тоже очень удивлен.  Удивлённо  Ведь, кажется, достаточно много мусульманских центров с немалым финансированием — Казань, Грозный. Видимо, там энциклопедии на последних местах в приоритете.
    • 0/0