Интервью
Хотя всё то, что не делалось в течение многих десятилетий, нельзя исправить за несколько месяцев. Не проводились археологические раскопки, не организовывались этнографические экспедиции, не занимались переводом и изданием литературы, первоисточников, рукописей. Читая книги по источниковедению, понимаешь, что ряд фундаментальных работ, о которых упоминают политики, общественные и религиозные деятели, просто не введены в научный оборот. Формат энциклопедии предполагает, конечно, постоянное переиздание, обновление и исправления, но определённый материал должен быть согласован и сдан в тираж.Для него стали открытием серьёзные пробелы в изучении исторического прошлого ряда регионов Северного Кавказа.Дамир Мухетдинов, первый зампред ДУМ РФ
Необходимо перевести, осмыслить и издать, пусть не с комментариями, но хотя бы с научным вступительным словом, книги местной богословской мусульманской мысли. Сейчас заключены соглашения со специалистами по Северному Кавказу, которые занимаются мониторингом и описанием рукописей, хранящихся в Петербурге и других городах России. Нужно обозначить приоритетные переводные проекты, которые нужно ввести в научный оборот. На Кавказе большое этническое разнообразие, и порой сложно разобраться, к какому этносу, скажем, отнести наследие того или иного богослова. Из-за этого случаются жёсткие споры и дебаты.Спорных вопросов в истории ислама на Северном Кавказе остаётся много. Так, отдельные персоналии в описаниях тарикатов — методов духовного возвышения и мистического познания Истины — и суфийских братств региона имеют мифологический характер.Дамир Мухетдинов
Современная этнография рассматривает их именно в жанре мифологии. Вместе с тем есть мнение части мусульманских богословов, которые имеют свою устойчивую точку зрения на них. Иногда и политики, вопреки исторической правде и подсказкам со стороны учёных, вводят такого рода мифологемы в общество. Всё-таки энциклопедия «Ислам в РФ» претендует быть научным, академическим изданием, а не собранием фольклора мусульманских народов России.При этом приходится объединять разные концепции истории ислама и мусульман в России.Дамир Мухетдинов
Есть русскоцентричная школа, есть выдающиеся российские академические учёные, изучающие наследие Золотой Орды: Вадим Трепавлов, Илья Зайцев и другие специалисты в регионах. Они пытаются выстроить определенную линию в отношении истории мусульманских народов. Кто-то из них более объективен, кто-то менее. Есть также и мусульманские авторы, которые со своей стороны преподносят информацию.Описание развития ислама и мусульманских организаций в постсоветский период тоже оказалось сложной задачей, поскольку в последние десятилетия возникло множество объединений мусульман. Из-за этого энциклопедисты решили «ограничиться биографиями самых известных религиозных деятелей в 20 федеральных центрах».Дамир Мухетдинов
На территории Волгоградской области, к примеру, о мусульманах только те исторические работы, которые описывают золотоордынский период, до конца 15 века. А исследований с конца той эпохи и до позднесоветского времени просто нет, история исламской общины как бы заново начинается с 1970-х годов. Книг, посвящённых истории мусульманства на этих землях в таком огромном отрезке истории, вообще нет.История горских народов, по словам историка, проработана лучше, но полна спорных вопросов.Дмитрий Макаров, историк
В их истории очень много этноцентричных мифов, которые противоречат друг другу, и это создает проблемы в изучении. Например, борьба за аланское наследство, в которую включены три этнических комплекса: осетины, карачаево-балкарцы, ингуши и частично чеченцы. История ислама среди горских народов представляет собой совокупность этнических историй, и требуется привести их в порядок, чтобы они хоть как-то сочетались друг с другом. А сочетаются они не очень хорошо: по одному только Дагестану есть как минимум аварская, кумыкская, лакская и лезгинская модели интерпретации истории, в том числе истории распространения ислама в регионе.Большое «белое пятно» имеется в истории степного Предкавказья, а также золотоордынских и османских городов Причерноморья и Приазовья.Дмитрий Макаров
Это нынешние Ставропольский край, правый берег Кубани, а также значительная часть равнинных территорий Ингушетии, Чечни и Дагестана. Иногда эти земли называют условно «ногайскими», хотя до появления собственно ногаев здесь жили и другие тюркоязычные, а ранее ираноязычные кочевники. Опять же и понятие «кочевничества» этих племён условное, потому что в этом регионе издавна существовали города, в которых они оседали, имелось земледелие. В то же время отгонное животноводство горских народов само по себе было похоже на кочевничество. Более или менее известен Азак (Азов), который существовал как город и в золотоордынский, и в османский периоды, а такие османские города как Анапа, Геленджик, Тамань, Темрюк в Военно-историческом архиве значатся как «ногайские крепости». В то же время достоверно известно, что в Анапе сидел паша, то есть это был провинциальный центр Османской империи.Материалов о многонациональной мусульманской общине Ростова-на-Дону и других городов юга и Кавказа при Российской империи также не хватает.Дмитрий Макаров
О татарах с Поволжья, поселившихся там, есть сведения, но о жизни большого числа турков-османцев, которые проживали там, почти ничего не пишут. В Ростове-на-Дону в царское время находилось консульство Османской империи, и турки значатся по метрическим книгам так же, как и в Екатеринодаре, в Армавире, в Ставрополе.Исторических данных об исламе на юге России достаточно, однако проблему представляет разрозненность сведений, считает специалист по военной истории ногайцев, профессор кафедры финансового права Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Ялбулганов. Сам он считает пробелом историю движения джадидизма («обновленчества») среди мусульман Кавказа и Поволжья в конце 19-го и начале 20-го веков.Дмитрий Макаров
Источников в принципе много, но не все они доступны учёным. Не все владеют языками мусульманских народов, использовавших письменность на арабской графике: арабский, фарси, староосманский, старый крымско-татарский и другие. В Дагестане, к примеру, было много знатоков ислама и богословов, издававших книги по исламскому просвещению на арабском. Эта литература должна быть в библиотеках, в архивах, в частных коллекциях.Александр Ялбулганов, профессор кафедры финансового права ВШЭ
То, что историкам многое не известно, ситуация вполне нормальная. Привычная обывателю по учебникам и справочникам картина четкой смены эпох, хронологической канвы событий, чередование фактов и имен собственных — это, чаще всего, сконструированный в рамках той или иной традиции нарратив, отражающий политические, культурные, религиозные и иные приоритеты.Как ответил востоковед, вплоть до начала, а то и до середины 20-го века приоритет в археологических исследованиях отдавался объектам древности, а чаще античности.Тимур Кораев, сотрудник ИСАА МГУ
А монументы и объекты, относящиеся к средневековью — в контексте обсуждаемого региона это как раз время распространения и утверждения там ислама, игнорировались либо маргинализировались. И если греко-римские руины берегов Черного и Азовского морей раскапываются и тщательно обследуются уже с начала 19 века, то, например, золотоордынская археология насчитывает как особое направление не более нескольких десятилетий.По мнению исследователя, отпечаток на историографию ислама в регионах юга России наложил советский период с его атеизмом и торжеством исключительно негативных трактовок всего, связанного с религией.Тимур Кораев
Один из них — энциклопедический словарь «Ислам», изданный на исходе советского периода. В основном в нём затронуты фундаментальные вопросы, связанные с исламом и его терминологией. Есть также многотомный справочник «Ислам на территории бывшей Российской империи», который делался в Институте восточных рукописей РАН в Петербурге под руководством Станислава Прозорова.Ефим Резван, замдиректора Кунсткамеры, исламовед и арабист, профессор
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |