Интервью
- 3 декабря 2019
- просмотров 2941
В Москву, в Москву...
Многие казахстанские актёры сегодня востребованы в российском кино и театре.
Сергей Погосян, к примеру, много снимается в сериалах.
Линда Нигматулина и
Алексей Шемес — тоже. До этого
Владимир Толоконников,
Дарига Тналина,
Нурмухан Жантурин,
Ментай Утепбергенов,
Санжар Мади (он, кстати, успешно заявил себя сегодня и в Америке тоже)... Список можно продолжать и продолжать. Все эти имена есть в увидевшей недавно свет четырёхтомной энциклопедии «
Актёры отечественного кино», где около
сотни статей посвящены казахстанцам.
Авторы-составители энциклопедии —
два энтузиаста. Математик, преподаватель одного из московских университетов
Марина Кравченко и историк кино
Алексей Тремасов.
— Обычно работу над такими энциклопедиями ведут целые институты, а тут два человека, — говорит хорошо знакомый с Тремасовым казахстанский журналист
Сергей Лесковский. — На презентации первого тома я спросил у Алексея, почему они не пишут о личной жизни актёров? Ведь тираж в этом случае был бы больше. Он сказал, что идти по академическим канонам энциклопедических изданий (родился, учился, место работы и фильмография) — его принципиальная позиция.
Зато, как обратили внимание знатоки кино, фильмография в энциклопедии очень полная и точная. Упомянуты даже крохотные эпизодические роли, в которых задействованы актёры. Например,
Ольга Сошникова (та самая
Барбара из «17 мгновений весны») с 1975 по 1987 год числилась в штате «Казахфильма», сыграла маленькие роли в «Балконе», в «Чокане Валиханове». Или
Владимир Ерёмин. Он тоже свою кинематографическую деятельность начинал на «Казахфильме». Снялся в фильмах «Моя любовь на третьем курсе» и в «Погоне в степи». Потом уехал в Питер, а оттуда уже в Москву.
<...>
— Когда я спросил Алексея Тремасова, как он пришел к тому, чтобы не ограничивать энциклопедию только российским кино, тот ответил, что честь и славу советского кино составляли актёры многонациональной страны, — продолжает Сергей Лесковский. — Поэтому и решено было назвать энциклопедию «Актёры отечественного кино» и включить в неё актёров братских республик бывшего Союза. Более того, в свой четырёхтомник они включили актёров из других стран, которые как бы прописались в постсоветском кино. Там есть, к примеру, финн
Вилле Хаапасало («Особенности национальной охоты», «Кукушка»), более известный в России, чем у себя на родине.
А Казахстан вообще представлен сотней актёров, начиная от патриархов
Елюбая Умурзакова,
Серке Кожамкулова, Нурмухана Жантурина,
Риммы Кабдалиевой,
Мухтара Бахтыгереева и заканчивая теми, кто активно снимается в кино сегодня.
<...>
Нетипичные таланты
<...>
Есть в энциклопедии Алексея Тремасова и Марины Кравченко и
Танат Жайлибеков. В 50-е годы он был популярен и любим народом, сыграв в двух комедиях о
Иване Бровкине и парикмахера в «Нашем милом докторе». Потом о нём забыли, почти не снимали, ничего не писали, интервью не брали, а окончил ведь ГИТИС и работал в Ауэзовском театре... Прожил он всего 60 лет.
Не забыл Алексей Тремасов и
Розу Исмаилову, младшую сестру знаменитой художницы
Гульфайрус Исмаиловой. В «Нашем милом докторе» она сыграла веселую жизнерадостную главную героиню, уговаривающую всех организовать праздник для доктора. В Казахстане о ней вообще не пишут. Наверное, потому что, выйдя замуж, Роза уехала в Ташкент, где снималась на «Узбекфильме».
Со страниц энциклопедии смотрят на нас её партнеры по той картине. Замечательный актёр Театра имени Лермонтова
Юрий Померанцев,
Евгений Попов, сыгравший в паре с
Рахией Койчубаевой милиционера. Что касается Рахии: абсолютно недооцененная актриса, для которой надо было бы писать отдельные сценарии. После «Нашего милого доктора» она сыграла в фильме «Мальчик мой» сумасшедшую мамашу, чей сын влюбился в героиню
Раисы Мухамедьяровой. И всё — кажется, на этом её кинокарьера закончилась. А жаль...
Дань памяти Алексей отдал и первому казахскому кинорежиссеру-женщине Дариге Тналиной, персонажу, совершенно уникальному для «Казахфильма», чья жизнь — сплошная трагедия.
<...>
— Энциклопедию «Актёры отечественного кино» не мешало бы иметь хотя бы ведущим библиотекам нашей страны, — считает Сергей Лесковский. — Особенно если учесть, что представленная там история казахского художественного кино начиналась в киностудии «Ленфильм» с фильма «Амангельды». Кстати, в ней часто упоминается ЦОКС — Центральная объединенная киностудия, работавшая в годы Великой Отечественной (ВОВ) в Алма-Ате. И это тоже дань памяти корифеям кино, работавшим в кинодержаве под названием Советский Союз.
Алматы
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи