Интервью
- 15 января 2020
- просмотров 2216
В 2018 году
Анна Бирюкова окончила магистратуру Национального исследовательского университета ИТМО (Университет ИТМО, ИТМО
1) по научной коммуникации. Сейчас она работает в московском Политехническом музее, а также является соосновательницей digital-агентства «слово.медиа»
2, в рамках которого продюсирует тематические медиа и спецпроекты, разрабатывает коммуникационные стратегии и занимается исследованиями Википедии. О том, как Анна пришла в научную коммуникацию, какие трудности есть в ее работе и почему она советует научиться пользоваться Википедией — в материале ITMO.NEWS.
Неожиданное решение
— Аня, что ты изучала до научной коммуникации? — В 2013 году я окончила специалитет Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по направлению «Издательское дело и редактирование».
— Кем хотела работать, когда поступала на специалитет? — Редактором в книжном издательстве, заниматься чем-то близким к научным текстам. К слову, параллельно с учебой я подрабатывала, редактируя научные сборники в Музее истории Санкт-Петербурга.
— С чего началось твое увлечение наукой? — С энциклопедий «Я познаю мир» — это была моя любимая серия книг в детстве.
— Расскажи, как ты решила поступить в магистратуру по научной коммуникации? — На самом деле я не планировала идти в магистратуру. После окончания специалитета прошло уже
3 года, я работала в проекте, связанном с подготовкой текстов для Википедии, в том числе сотрудничала с Университетом ИТМО. В какой-то момент мне рассказали, что в ИТМО открывается новое направление — «научная коммуникация». Я посмотрела программу и поняла, что она укладывается в сферу моих интересов: научный PR, в принципе PR, коммуникация. Так что я решила поступать, но это всё-таки была спонтанная идея: взвешенная, но неожиданная для меня самой.
— В магистратуре ты продолжила изучать Википедию? — Не совсем изучать. Я работала с ней и делала исследования. В первую очередь мне было интересно понять мотивацию пользователей: почему они заходят туда. Есть очевидные хайп-темы, инфоповоды — то, что сейчас модно, о чем говорят все. Есть темы, к которым обращаются регулярно, например, это связано с учебой или работой человека. Для других тем присущи перепады интереса и график просмотров вики-статей коррелирует с упоминаем темы в медиа, яркий пример — блокчейн. Есть темы, связанные с безопасностью жизни и здоровья, которые всегда хорошо читают — медицина, секс. Но для меня важно было понять не просто, что популярно, а почему это так. Это же я рассказывала на вики-конференциях, пыталась обратить внимание википедистов на то, почему пользователи смотрят именно эти статьи, и какая ответственность лежит на людях, которые эти материалы редактируют.
— Интерес к Википедии пришел вместе с работой? — Да. До этого я внутренней кухней Википедии не интересовалась, как и большинство пользователей интернета. Но когда познакомилась с людьми, которые создают и редактируют материалы, работают с энциклопедией, то вошла во вкус. Структура Википедии не очевидна снаружи. Человек примерно понимает то, как это устроено, но не знает тонкостей работы и свои возможности взаимодействия с сервисом. Сейчас это выглядит как та самая башня из слоновой кости, в которой сидят википедисты и творят магию. Но естественно, все гораздо прозаичнее. Хотя я и не могу сказать, что
правила, по которым существует Википедия, простые, но их можно освоить.
— Эти правила нужны только компаниям, которые хотят создать о себе страницу? — Нет, открытость — это доверие, то есть чем лучше ты понимаешь, как это устроено, тем больше ты доверяешь. И если говорить про читателя, то ему, наверное, будет приятно узнать, что в Википедии есть механизм отслеживания
вандальных правок и проверки
источников, а также, что у статей есть статусы надежности —
хорошая,
добротная и
избранная статья. Они отмечены звездочками, которые показывают, что материал прошел полноценную проверку группой опытных википедистов и соответствует всем требованиям, предъявляемым к качеству информации.
Коворкинг для ученых и подкасты про Википедию
— Что дала тебе магистратура? — Контакты и понимание того, как устроена наука в России. Я осознала, что могу быть причастной к тому, чтобы остальные люди поняли: с наукой в стране всё круто.
— А в плане работы с Википедией? У тебя ведь уже был опыт, смогла узнать что-то новое? — Конечно, я повысила свою экспертизу. Я считаю, что магистратура была моим максимально правильным решением последних пяти лет. Благодаря ей сейчас я работаю в Политехническом музее. Вообще, я очень люблю научные музеи, всегда посещаю их в том числе за рубежом. В ИТМО у нас была соответствующая дисциплина, в качестве спикеров приезжали и специалисты из Политеха. А еще отдельно с лекцией выступала
Анна Козыревская, которая помогала в свое время запускать «Пост.Науку»
Ивару Максутову. Когда я узнала, что Анна начала заниматься в Политехе образовательными проектами, то я решила, что я хочу работать с ней и хочу работать в этом музее. Это была супервозможность, которую нельзя упускать — и всё сложилось.
— Не пугало то, что работать с научным сообществом может быть непросто? — Я не думала, что с этим возникнут трудности, скорее, смотрела со стороны аудитории, не связанной с наукой, представители которой говорят: «Зачем мне это знать?». Вопрос не в том, насколько сложно или просто объяснить людям какую-то научную тему, а в том, насколько сложно заинтересовать их, доказать, что с этим знанием их жизнь станет лучше. Я для себя поняла, что в научной коммуникации ни в коем случае не нужно стремиться к обучению людей. Люди не хотят учиться, это не их основная потребность. Нужно работать с теми, у кого есть мотивация что-то узнать, потому что они сами приходят, и тогда главная задача коммуникатора — не потерять эту аудиторию, найти с ней общий язык и говорить на нем.
— Как ты относишься к мнению школьных учителей, что брать информацию из Википедии нельзя? — Двояко. Нельзя отрицать, что ребенок может наткнуться на неточный материал и запомнить неправильную информацию. Но с другой стороны, всё очень сильно зависит от его умения оценивать вики-статью. Если человек может критически относиться к информации, то он легко отличит хороший материал от плохого. И в таком случае нет большой беды взять данные из Википедии, потому что автор статьи уже переработал источники и хорошо изложил. Какой смысл делать эту работу заново? У меня тут больше вопрос к преподавателям, которые не могут научить детей определять качество материалов. Меня приглашали в Казань на летнюю школу как раз, чтобы провести такое занятие. Есть прекрасный пример обучения учителей работе с Википедией у Викимедиа Армения. Они дают учителям во время каникул навыки по взаимодействию с Википедией, а потом эти преподаватели в своих школах создают вики-клубы для детей. Успешных школьников приглашают в вики-кэмпы, которые организует диаспора в основном за рубежом. Ребята из Казани как раз равняются на Армению и тоже организуют просвещение в этой сфере.
— Какие проекты у тебя сейчас есть? — Я занимаюсь популяризацией Википедии, у меня есть лекции, вебинары, выпускник scicomm-магистратуры
Саша Головин приглашал записать интервью для подкаста «
КритМышь». Сейчас мы с коллегой по проекту «слово.медиа» выбрали курс на консультации, раньше мы больше писали и редактировали, но несмотря на то, что писать в Википедию здорово, это очень утомительно. По сути, ты каждый раз вынужден составлять научную работу: разбираться в источниках, анализировать их и делать резюме. Другое дело — учить людей работать с Википедией. Эта задача намного интереснее. Помимо этого, в Политехе я веду проект, связанный с организацией пространства для ученых. После реставрации и открытия главного здания на Новой площади старое помещение библиотеки получит статус пространства, где ученые будут общаться и обмениваться опытом и идеями, где они просто смогут работать в тихом и уютном месте.
— Насколько популярны у бизнеса консультации по работе с Википедией? — Не секрет, что для компании важно то, как она представлена в интернете. PR-специалисты бесконечно пытаются создавать вики-тексты, но они обычно не учитывают правила публикаций, поэтому википедисты могут их статьи сильно
править или даже
удалять. И люди, столкнувшиеся с такой проблемой, начинают искать специалистов, которые могут по всем законам Википедии сделать для них материал. Так что на это довольно большой спрос. Когда в 2015 году запускалось наше агентство, это не было так очевидно, но когда заказы стали поступать от Mail.Ru Group, Tinkoff, Иннополиса и других, то стало ясно, что бизнес уделяет этому большое внимание.
— Какие твои дальнейшие планы? — Мы с партнером по проекту «слово.медиа»
Тимофеем3 хотим перейти в публичную сферу и заниматься консультациями, популяризацией Википедии в более широком формате. В декабре 2020 года будет открыт после ремонта Политех вместе с пространством для ученых, я очень жду этого события, весь музей бурлит. Уверена, что получится замечательно. Еще есть одно направление, которое мне интересно развивать — это работа с фондами, благотворительными организациями и социальным предпринимательством. У меня уже есть проект в сфере НКО: вместе с фондом «Нужна помощь» мы с авторами сделали цикл статей про такие социальные темы, сиротство, сопровождаемое проживание, телефон доверия, Всемирный индекс благотворительности и другие. Но я уверена, что впереди еще больше интересных и полезных проектов — я ищу тех партнеров, которые захотят их со мной сделать.
Фотогалерея
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи