Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия российского уличного искусства» или средоточие верности партизанскому духу

Рецензия

  • 31 марта 2020
  • просмотров 4302
  • комментариев 11
Энциклопедия российского уличного искусства/ Объединенная металлургическая компания (ОМК), Министерство культуры РФ; [Редкол.: Д. Аске, И. Поносов, М. Пакните, А. Польский, В. Стекачёв, М. Most, К. Лебедев; Авт. текстов: М. Пакните, И. Поносов, Н. Величко, П. Митенко, Д. Борисенко-Орловски, Н. Гольман, Д. Аске, А. Польский; Авт. глоссария: А. Мотор, М. Удовиченко, Д. Аске]. — [Б. м.: б. и., 2019]. — 311 с.: ил., портр., цв. ил.; 24 см.
Дизайн лицевой стороны обложки «Энциклопедии российского уличного искусства» (2019)Уличное искусство, которое терминологически следует отделять от стрит-арта и граффити, рождалось как самое свободное от регламентов институций и коммерции. Но ни для кого не секрет, что вместе с тем, как это «самое свободное» из искусств получило признание, пришли к нему и институционализация, музеефикация, встраивание в выставочный процесс, выстраивание в том числе и коммерческих отношений, внутренние расколы тех, кто это принимает с теми, кто остается верен только улице. Вот и новая, вернее, первая энциклопедия российского уличного искусства — результат этих достижений (ну, или для кого-то, может быть, упущений).

С одной стороны, вы не найдете в книжке привычных выходных данных. Можно было бы объяснить это стихийной и скрытной природой самого предмета исследований. С другой стороны, здесь четко обозначено, что работали над изданием команда творческого объединения «АРТМОССФЕРА», созданного Сабиной Чагиной и Юлией Василенко (одноименная московская биеннале уличного искусства, кстати сказать, вполне институционализирована — основной проект ее третьего выпуска прошел на Винзаводе, а второго — и вовсе в Манеже), продюсировали это кураторы выксунского фестиваля «Арт-Овраг» Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, а финансировали, во-первых, тот же фонд, что спонсирует и «Арт-Овраг», во-вторых, Минкультуры.

Помимо, например, посвященного уличному искусству проекта «Стена» на Винзаводе, помимо биеннале уличного искусства, помимо самого этого уличного искусства, привычно выглядящего уже и в выставочных пространствах, и на ярмарках, помимо Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге (музея, который, к слову, недавно инициировал обращение к губернатору Александру Беглову с просьбой в условиях нынешней ситуации с коронавирусом поддержать «частные коммерческие и некоммерческие культурные институции и общественные пространства города») об этом искусстве, что логично, стали выпускать книги. Это, например, первое на русском языке специальное исследование по теме — опубликованная в 2016-м книга Игоря Поносова «Искусство и город». Это «Краткая история нижегородского уличного искусства», сделанная Алисой Савицкой и Артемом Филатовым и вышедшая в 2019-м.

В нынешнем томе энциклопедии — более 180 художников и объединений, на каждого выделены одна-две страницы. В том случае когда проиллюстрированы действительно уличные проекты, указан город, но, конечно, не улица — в этом смысле верность партизанскому духу сохранена даже в поддержанном Минкультуры издании. Нечто партизанское есть и в структуре книжки: список выбранных художников (от отлично известных — Кирилла Кто, того же Артема Филатова или Игоря Поносова, Ради, Славы Птрк, Миши Most’a, Паши 183, Покраса Лампаса, Владимира Абиха и многих других — до тех, чьи имена еще не на слуху) ищите на странице 64. Иначе разобраться трудно.

Важные структурирующие и смысловые части тут — предисловие Антона Польского, искусствоведческая статья Алексея Масляева, составленный Дмитрием Аске подробный (вплоть до таких деталей, как появление в 2010-м первой специализированной граффити-краски отечественного производства) таймлайн и глоссарий, из которого предлагается уяснить, скажем, что такое неомурализм, жэк-арт и агли-граффити. Антон Польский разделяет историю российского уличного искусства длиной в 30 с лишним лет на четыре этапа, от связанной с хип-хопом субкультуры граффити к выделению стрит-арта, затем к его дифференциации и так до «коммерциализации и музеефикации». Уличное искусство — то, что не управляется законом или какими бы то ни было институциями. Но в книге оно взято шире, ведь участие в фестивалях, к примеру, создание в рамках упомянутого «Арт-Оврага» Мишей Most самого большого в мире мурала — уже та глава в истории уличного искусства, что напрямую зависит от институций.

Вопросы, которые реальность задает уличному искусству, когда дает ему признание, — это не только вопросы (и споры между самим художниками) о вандализме или о том, нужно ли некогда самому демократичному из искусств откликаться на реальность современной политики. Это и вопросы о сотрудничестве с институциями или отказе от него, о мере протеста уличного искусства, о преследовании уличного искусства... Отсюда очевидный момент связи свободы этого самого уличного искусства с его недолговечностью и незащищенностью. Сегодня сделано, завтра закрашено, осталось только где-нибудь на сайте или в Instagram художника.

Отклик уличного искусства на политику — это, например, рассказ (увы, без фотографии) о том, как Паша Кас перенес матиссовский «Танец» на фасад здания в Темиртау. Только фигуры парили вокруг заводской трубы с черным дымом. После этой работы художник подвергся преследованию. Другой отклик на современность — хорошо известная работа Тимофея Ради «Фигура #1. Стабильность» 2012-го. Фактически это была акция, задокументированная и сохранившаяся на видео (в энциклопедии, естественно, приведена фотография): в заснеженном поле ковровая дорожка вела к пирамиде, что зиждилась на омоновских щитах и была увенчана троном.

Формат энциклопедии — штука полезная, особенно для одного из самых молодых искусств. База, помогающая прояснить основные моменты и узнать художников, чьи работы мы могли встречать в разных городах, не зная о том, чьи они. База, необходимая для более узких исследований. Создатели надеются, что будет второе, дополненное издание (хочется верить, что оно будет тщательнее вычитано), где, в частности, опубликуют интервью художников и исследователей. Новые материалы обещают размещать на специальном сайте1. Хорошо, если это будет аналог онлайн-энциклопедии, где можно было бы писать подробнее, добавлять к биографическим статьям исследования другого рода и подробнее же иллюстрировать, создавая архив уличного искусства, в том числе того, что утрачено. В этом смысле, как и само уличное искусство, энциклопедия — work in progress.

Примечания

  1. В декабре 2019 года в Екатеринбурге запустили онлайн-энциклопедию уличного искусства.

  • Теги
  • Арт-овраг
  • Артмоссфера
  • Россия
  • биографии
  • персоналии
  • современное искусство
  • стрит-арт
  • уличное искусство
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Курдюкова Д. [Е.] Вышла первая в России энциклопедия уличного искусства/ Дарья [Евгеньевна] Курдюкова. — Текст: электронный// Независимая газета. — 2020. — 31 марта. — URL: https://www.ng.ru/culture/2020-03-31/7_7831_street.html (дата обращения: 24.09.2024). — Рец. на кн.: Энциклопедия российского уличного искусства/ Объединенная металлургическая компания (ОМК), Министерство культуры РФ; [Редкол.: Д. Аске, И. Поносов, М. Пакните и др.; Авт. текстов: М. Пакните, И. Поносов, Н. Величко и др.; Авт. глоссария: А. Мотор, М. Удовиченко, Д. Аске]. — [Б. м.: б. и., 2019]. — 311 с.: ил., портр., цв. ил.; 24 см.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Сам наблюдаю в своем городе такие шедевры и часто задаюсь вопросами: как выглядит процесс работы? Как они расписывают многоэтажки? Надеюсь, в книге есть эти данные.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Иван Зеркаль написал:
    Как они расписывают многоэтажки?
    Либо кран (1; судя по всему, это очень дорого), либо в люльке, как маляры (2), либо альпинистское снаряжение (3).
    Наверное, единицы ещё и карабкаются за уступы (4), но судя по всему, такие по совместительству сумасшедшие.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Энциклопедия это хорошо очень. Хотелось бы узнать авторов настоящих шедевров, Я такие только в Санкт-Петербурге видела. Одна стена Цоя чего стоит!! А в родном городе, у нас одни «каляки-маляки» на стенах, только уродуют внешний вид города. Возможно, если бы молодые художники знали на кого ровняться, то стали бы тоже стараться.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Жаль, что на данный момент нет этого издания в электронном формате. Энциклопедия очень интересная и уникальная в своем роде, но в свободной продаже ее не нашла. Как я поняла, книга вышла ограниченной серией. Мне было бы интересно почитать справочник, поскольку я знакома с этой темой не понаслышке. Но, как видно, пробелы все же есть. Например, я не знаю, чем уличное искусство отличается от стрит-арта, «Яндекс» тоже. А если серьезно, то это хорошее исследование, дающее возможность людям ближе познакомиться с целым культурным пластом, в какой-то мере, скрытым от нас.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не все согласны с тем, что это именно искусство. Но все же есть по-настоящему интересные объекты, и такая энциклопедия должна заинтересовать читателя, тем более что аналогов мало.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сергей Волков написал:
    Либо кран (1; судя по всему, это очень дорого), либо в люльке, как маляры (2), либо альпинистское снаряжение (3).
    Наверное, единицы ещё и карабкаются за уступы (4), но судя по всему, такие по совместительству сумасшедшие.
    Думается мне, что карабкающиеся по уступам, кроме слова из трех букв, мало что могут нарисовать. А что касаемо адекватных работ, то видел сам, как разрисовывали пятиэтажки в районе метро Бабушкинская (очень интересный арт-объект): художники использовали обычное альпинистское оборудование. Аналогично, как и мойщики стекол на небоскребах.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Татьяна Мелькова написала:
    Жаль, что на данный момент нет этого издания в электронном формате.
    Есть, есть такой проект. В декабре 2018 года в Екатеринбурге запустили сетевую энциклопедию уличного искусства.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Слушайте, а мне больше по душе именно в бумажном формате. В этом есть свой шарм. Как говорится, приятнее «картинки разглядывать».
    Кстати, кто-нибудь знает, что у нас уже года как 4, может, побольше, существует программа по привлечению европейских уличных арт-художников? Вопрос Как раз для того, чтобы торцы 5-ти, 9-ти этажных домов расписывать. Точно знаю, что в Магнитогорске все 3 новых появившихся полотна на торцах дома именно ими сделаны.
    Я раньше думал, что это только наших рук дело.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Как по мне, то лучшим выходом было бы направить энергию таких художников в конструктивное русло. Недавно по новостям видел, как двое художников взялись разрисовывать стену пятиэтажки. Результатом работы стала тупо на три цвета раскрашенная стена. Смотрелось это тоскливо, а они еще жаловались, что им не заплатили. Привлечь бы к работе талантливых уличных художников. Пусть хоть в советском стиле — Гагарина на стенках изображают, но делают это на совесть, а не абы как. Идея А если кроме как разрисовывать гаражи им больше заняться нечем, то может сработать «теория разбитых стекол».
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Особенно позабавила фраза, что в энциклопедии не будет указан точный адрес арт-художества, чтобы книжка была еще более партизанской. Широкая улыбка А я считаю, что вот это как раз и неправильно. Так бы, может, люди устраивали экскурсии к этим разукрашенным домам, могли рассмотреть понравившиеся картины поближе, может, даже в другой город бы поехали ради того, чтобы лицезреть подобные шедевры. А так... смотрите только в книге. Ну не знаю, лично я бы доплатила даже за покупку книги, если бы там был дан точный адрес, и пошла бы любоваться картиной вживую. Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Так вот они какие — современные партизаны! Широкая улыбка Жаль, у нас в городе такого не встречала. Зато у нас как-то власти вывели группу детей с изостудии, которая разукрашивала забор у трамвайного депо. Такую красоту некоторые нарисовали. Но видно, что детки делали. Нам бы такое...
    • 0/0
Купить цилиндрический горизонтальный редуктор в компании Ай-Ди-Эс.