Рецензия
- 31 марта 2020
- просмотров 4302
Энциклопедия российского уличного искусства/ Объединенная металлургическая компания (ОМК), Министерство культуры РФ; [Редкол.: Д. Аске, И. Поносов, М. Пакните, А. Польский, В. Стекачёв, М. Most, К. Лебедев; Авт. текстов: М. Пакните, И. Поносов, Н. Величко, П. Митенко, Д. Борисенко-Орловски, Н. Гольман, Д. Аске, А. Польский; Авт. глоссария: А. Мотор, М. Удовиченко, Д. Аске]. — [Б. м.: б. и., 2019]. — 311 с.: ил., портр., цв. ил.; 24 см.
Уличное искусство, которое терминологически следует отделять от стрит-арта и граффити, рождалось как самое свободное от регламентов институций и коммерции. Но ни для кого не секрет, что вместе с тем, как это «самое свободное» из искусств получило признание, пришли к нему и институционализация, музеефикация, встраивание в выставочный процесс, выстраивание в том числе и коммерческих отношений, внутренние расколы тех, кто это принимает с теми, кто остается верен только улице. Вот и новая, вернее, первая
энциклопедия российского уличного искусства — результат этих достижений (ну, или для кого-то, может быть, упущений).
С одной стороны, вы не найдете в книжке привычных выходных данных. Можно было бы объяснить это стихийной и скрытной природой самого предмета исследований. С другой стороны, здесь четко обозначено, что работали над изданием команда творческого объединения «АРТМОССФЕРА», созданного
Сабиной Чагиной и
Юлией Василенко (одноименная московская биеннале уличного искусства, кстати сказать, вполне институционализирована — основной проект ее третьего выпуска прошел на Винзаводе, а второго — и вовсе в Манеже), продюсировали это кураторы выксунского фестиваля «Арт-Овраг»
Юлия Бычкова и
Антон Кочуркин, а финансировали, во-первых, тот же фонд, что спонсирует и «Арт-Овраг», во-вторых, Минкультуры.
Помимо, например, посвященного уличному искусству проекта «Стена» на Винзаводе, помимо биеннале уличного искусства, помимо самого этого уличного искусства, привычно выглядящего уже и в выставочных пространствах, и на ярмарках, помимо Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге (музея, который, к слову, недавно инициировал обращение к губернатору
Александру Беглову с просьбой в условиях нынешней ситуации с коронавирусом поддержать «частные коммерческие и некоммерческие культурные институции и общественные пространства города») об этом искусстве, что логично, стали выпускать книги. Это, например, первое на русском языке специальное исследование по теме — опубликованная в 2016-м книга
Игоря Поносова «Искусство и город». Это «Краткая история нижегородского уличного искусства», сделанная
Алисой Савицкой и
Артемом Филатовым и вышедшая в 2019-м.
В нынешнем томе энциклопедии — более
180 художников и объединений, на каждого выделены
одна-две страницы. В том случае когда проиллюстрированы действительно уличные проекты, указан город, но, конечно, не улица — в этом смысле верность партизанскому духу сохранена даже в поддержанном Минкультуры издании. Нечто партизанское есть и в структуре книжки: список выбранных художников (от отлично известных —
Кирилла Кто, того же Артема Филатова или Игоря Поносова,
Ради,
Славы Птрк,
Миши Most’a,
Паши 183,
Покраса Лампаса,
Владимира Абиха и многих других — до тех, чьи имена еще не на слуху) ищите на странице
64. Иначе разобраться трудно.
Важные структурирующие и смысловые части тут — предисловие
Антона Польского, искусствоведческая статья
Алексея Масляева, составленный
Дмитрием Аске подробный (вплоть до таких деталей, как появление в 2010-м первой специализированной граффити-краски отечественного производства) таймлайн и глоссарий, из которого предлагается уяснить, скажем, что такое неомурализм, жэк-арт и агли-граффити. Антон Польский разделяет историю российского уличного искусства длиной в
30 с лишним лет на
четыре этапа, от связанной с хип-хопом субкультуры граффити к выделению стрит-арта, затем к его дифференциации и так до «коммерциализации и музеефикации». Уличное искусство — то, что не управляется законом или какими бы то ни было институциями. Но в книге оно взято шире, ведь участие в фестивалях, к примеру, создание в рамках упомянутого «Арт-Оврага» Мишей Most самого большого в мире мурала — уже та глава в истории уличного искусства, что напрямую зависит от институций.
Вопросы, которые реальность задает уличному искусству, когда дает ему признание, — это не только вопросы (и споры между самим художниками) о вандализме или о том, нужно ли некогда самому демократичному из искусств откликаться на реальность современной политики. Это и вопросы о сотрудничестве с институциями или отказе от него, о мере протеста уличного искусства, о преследовании уличного искусства... Отсюда очевидный момент связи свободы этого самого уличного искусства с его недолговечностью и незащищенностью. Сегодня сделано, завтра закрашено, осталось только где-нибудь на сайте или в Instagram художника.
Отклик уличного искусства на политику — это, например, рассказ (увы, без фотографии) о том, как
Паша Кас перенес матиссовский «Танец» на фасад здания в Темиртау. Только фигуры парили вокруг заводской трубы с черным дымом. После этой работы художник подвергся преследованию. Другой отклик на современность — хорошо известная работа Тимофея Ради «Фигура #1. Стабильность» 2012-го. Фактически это была акция, задокументированная и сохранившаяся на видео (в энциклопедии, естественно, приведена фотография): в заснеженном поле ковровая дорожка вела к пирамиде, что зиждилась на омоновских щитах и была увенчана троном.
Формат энциклопедии — штука полезная, особенно для одного из самых молодых искусств. База, помогающая прояснить основные моменты и узнать художников, чьи работы мы могли встречать в разных городах, не зная о том, чьи они. База, необходимая для более узких исследований. Создатели надеются, что будет второе, дополненное издание (хочется верить, что оно будет тщательнее вычитано), где, в частности, опубликуют интервью художников и исследователей. Новые материалы обещают размещать на специальном сайте
1. Хорошо, если это будет аналог онлайн-энциклопедии, где можно было бы писать подробнее, добавлять к биографическим статьям исследования другого рода и подробнее же иллюстрировать, создавая архив уличного искусства, в том числе того, что утрачено. В этом смысле, как и само уличное искусство, энциклопедия — work in progress.
Примечания
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Курдюкова Д. [Е.] Вышла первая в России энциклопедия уличного искусства/ Дарья [Евгеньевна] Курдюкова. — Текст: электронный// Независимая газета. — 2020. — 31 марта. — URL: https://www.ng.ru/culture/2020-03-31/7_7831_street.html (дата обращения: 24.09.2024). — Рец. на кн.: Энциклопедия российского уличного искусства/ Объединенная металлургическая компания (ОМК), Министерство культуры РФ; [Редкол.: Д. Аске, И. Поносов, М. Пакните и др.; Авт. текстов: М. Пакните, И. Поносов, Н. Величко и др.; Авт. глоссария: А. Мотор, М. Удовиченко, Д. Аске]. — [Б. м.: б. и., 2019]. — 311 с.: ил., портр., цв. ил.; 24 см.