Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Булгаковская энциклопедия» как пример самоутверждения за счёт памяти писателя

«Булгаковская энциклопедия» как пример самоутверждения за счёт памяти писателя
  • 19 апреля 2020
  • просмотров 1348
  • комментариев 3
Мир энциклопедий. Из публикации политического технолога Василия Стоякина “«Вокруг Булгакова»: последняя книга о последней книге” на ресурсе «Украина.ру».

Сначала, впрочем, о булгаковедении вообще. Булгаков, как известно, писатель мистический. И вокруг его имени происходит сплошная мистика. Наверное, не найдёшь второго писателя, биография и творчество которого обросли таким немыслимым количеством версий, гипотез и фантазий.

Результаты такого самоутверждения за счёт памяти писателя бывают самые удивительные. Вот, например, один из самых плодовитых булгаковедов, автор «Булгаковской энциклопедии» Борис Соколов ничтоже сумняшеся пишет, что «прототипом Алоизия Могарыча послужил друг Булгакова, драматург Сергей Александрович Ермолинский (1900-1984)».

Минутку внимания.

Алоизий Могарыч — один из наиболее мерзких персонажей «Мастера и Маргариты». Он втёрся в доверие к Мастеру и донёс на него, чтобы захватить его квартирку в подвальчике (кстати, прототип этой квартирки существует по сей день, но попасть туда нельзя — домик в частной собственности). Тема ареста Мастера в романе присутствует, но — между строк. Писать об этом Булгаков не мог.

Сергей Ермолинский — действительно друг Булгакова, ухаживал за умирающим писателем, потом, после возвращения из ссылки, жил в квартире Елены Сергеевны*... Кстати, автор сценария «Неуловимых мстителей».

Побелка? Купорос? Вы можете увидеть что-то общее между персонажем и «прототипом»? А Соколов — смог...

  • Теги
  • Алоизий Могарыч
  • Булгаков
  • Булгаковская энциклопедия
  • Михаил Булгаков
  • Сергей Александрович Ермолинский
  • биографическая энциклопедия
  • булгаковедение
  • литературная энциклопедия
  • персональная энциклопедия
  • прототип персонажа
  • русская литература

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Если автор создает художественное произведение, он может выдвигать любые гипотезы, но в научном издании или энциклопедии любой факт должен обязательно иметь документальные подтверждения. К примеру, если бы Булгаков где-нибудь в письмах или дневниках обмолвился или намекнул на то, кто чьим прототипом является, об этом можно было смело писать в утвердительном ключе. Но в данном случае этого нет, так что претензии вполне обоснованны. Хотя биография Ермолинского вполне интересна. Так что лично для меня в качестве именно художественного произведения "Булгаковская энциклопедия" очень даже хороша.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина пишет:
    ...Так что лично для меня в качестве именно художественного произведения «Булгаковская энциклопедия» очень даже хороша.
    Удивлённо
    «Булгаковская энциклопедия» «художественным произведением» по определению не является.
    А если по существу, то автор статьи тоже не вполне убедителен, ибо то, КТО является прототипом того или иного персонажа, может сказать только сам писатель (в дневниках или прочих источниках). И если уважаемый литературовед об этом написал в персональной энциклопедии, то, наверное, имел на то основания.
    Впрочем, на то они и «политтехнологии» (= интриги)...  Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Домыслов по поводу прототипов булгаковских героев более чем достаточно. Иван Бездомный — Демьян Бедный, Берлиоз — Леопольд Авербах и др.  А здесь даже фамилии схожие: критик Латунский — Осаф Литовский, советский драматург, критик творчества Булгакова. Однако оснований для подобных предположений сам писатель не давал. Поэтому  согласна  с YA_HELEN, энциклопедия и предположения — понятия несовместимые.
    • 1/0