Интервью
- 15 июня 2020
- просмотров 1544
Мир энциклопедий. Из интервью профессора, доктора исторических наук, заведующего кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, куратора церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (ЦНЦ «ПЭ»), одного из ведущих византинистов России
Игоря Сергеевича Чичурова (1916—2008; на фото) молодёжному интернет-журналу МГУ «Татьянин день» (взято в 2003 году).
— Несколько слов о «Православной энциклопедии». По своему замыслу, это самый крупный научный проект в истории русской церковной науке, и один из крупнейших в мировой церковной науке. Как вы считаете, не слишком ли амбициозную задачу поставил перед собой коллектив «Православной энциклопедии»? Ведь долгое время история Церкви у нас на родине изучалась довольно слабо, и возрождение этого направления в византиноведении началось относительно недавно. — В русском языке существует пословица: «Глаза боятся, руки (а я добавил бы: головы) делают». Конечно, проект «Православная энциклопедия», настолько, насколько я могу судить, без преувеличения грандиозен, даже если его сравнивать с аналогичными проектами, уже осуществленными на Западе. Я назову
два примера: это новое издание «Лексикона теологии и Церкви» и второе новое издание, тоже практически полностью осуществленное, «Реальная энциклопедия теологии». Таким же образцом для современного исследователя и читателя может служить и французский проект «Словарь церковной истории и географии». Но, в отличие от немецких изданий, которые осуществлялись в довольно-таки сжатые сроки, на протяжении 80-х — 90-х годов, французское издание было начато в первое десятилетие XX века и до сих пор не завершено, а только-только подступает где-то к середине проекта. «
Православная энциклопедия» по своим задачам, по объёму (об этом можно уже судить по
шести изданным алфавитным томам и по первому неалфавитному тому «
Русская православная церковь») может сравняться с этими широкомасштабными энциклопедическими справочными изданиями.
Разумеется, мы находимся в положении много более сложном, чем наши немецкие и французские коллеги. Во-первых, потому что, действительно, на многие десятилетия традиция такого рода исследования у нас была прервана. Русская наука вообще не располагает (и не располагала раньше) такого рода изданиями, хотя
первая попытка создания энциклопедии такого рода в России была предпринята, но не завершена. Несмотря на все существующие сложности, я по своему врождённому оптимизму смотрю с надеждой на это начинание. Не только потому, что надеюсь на его благополучное завершение, но и еще потому, что уверен, у «Православной энциклопедии» есть своя сверхзадача помимо создания фундаментального справочного издания. Ведь дело в том, что по ходу подготовки каждого отдельного тома растёт круг авторов, и отрадно заметить круг молодых авторов, который консолидируется вокруг этого, без преувеличения, проекта века. Тем самым «Православная энциклопедия» (церковно-научный центр) выполняет как минимум две задачи:
— первую, конкретную, хотя и масштабную — создание современного справочного издания, «Православной энциклопедии»;
— вторую — возрождение церковно-исторической науки в России, которая уже сейчас представляется не только историками, принадлежащему к клиру, к духовенству Московской патриархии, но и академическими историками.
Есть ли основание с оптимизмом смотреть на это начинание именно в двояком ракурсе создания справочного многотомного издания и возрождения историко-церковной науки в России? Несомненно, есть, потому что современный образовательный ландшафт, особенно в Москве, даёт основание надеяться на расширение круга исследователей всех тех вопросов, которые связаны с историей Византии в целом, с историей Греко-Православной церкви, Православных патриархатов, их взаимоотношений с Римским престолом, историей Русской православной церкви. Кроме традиционных учебных заведений, где была представлена эта тематика, скажем, на историческом факультете МГУ, появились новые образовательные структуры, в рамках которых готовится молодое поколение исследователей. Назову лишь несколько из этих образовательных структур.
Если говорить об МГУ, то это отделение византийской и новогреческой филологии на филологическом факультете. Надо сказать, что и среди студентов отделения классической филологии и по сей день находятся такие, которые обращают свои взоры к византиноведению в самых разных проявлениях этой исторической дисциплины. Помимо Московского государственного университета, хорошие предпосылки для воссоздания широкого слоя высокопрофессиональных исследователей существуют в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (ПСТБИ) на разных его факультетах, где среди прочих кафедр существует, например, кафедра «Истории Церкви и канонического права», и в Российском православном университете Иоанна Богослова (РПУ). Иными словами, существуют определенные предпосылки для возрождения и молодых научных сил, а значит для продолжения и завершения издания «Православной энциклопедии».
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи