- 6 сентября 2020
- просмотров 1568
Мир энциклопедий. Публикация из блога «Петербургского театрального журнала».
30 августа 2020 года состоялась
презентация Энциклопедии Александринского театра. Более
2500 биографических портретов актеров и режиссеров, более
25 лет работы и более
50 авторов из крупнейших отечественных научных и творческих учреждений.
Есть опасения, что теперь у русского театра, наконец, появится история: выяснится, кто такое и что такое этот «русский театр».
Здесь сложно (как водится, драматически) переплетается очень многое.
Энциклопедия Александринского театра, по существу, очень жестко формулирует — прямо на обложке — то главное, о чем раньше только (и очень редко) догадывались: «Национальный драматический театр России».
«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии». Это —
А. С. Пушкин, имени которого Александринка. Вот, собственно, про эту «физиономию» и речь.
Была и до последних дней существует общеевропейская идея Национального театра. Хоть и не без противоречий (и ныне актуальных), но все территории Национальными театрами обзавелись. Кроме нашей. Может быть, у «нас» вообще никакого театра и нет, или то, что называют сегодня «русским театром», спорно. Но «физиономия» — она у нас априори. Значит, есть нечто, что эту «физиономию» формирует, где не в последнюю очередь — национальный театр.
Когда мы говорим «русский театр», то начинаем искать или там, где скоморохи, или там, где Ярославль, или там, где европейские влияния, то есть
А. П. Сумароков... В XX веке, когда стала формироваться научная история театра, все оказалось совершенно врозь с реальностью, потому что эта история получилась историей московского театра. Чуть ли не единственная мысль — тома
Н. Г. Зографа — про московский Малый. Но Москва никогда не была истоком национального.
Про Петербург — скромнее, чем «Театр прославленных мастеров»
А. Я. Альтшуллера, нельзя придумать
1. Оценить можно хотя бы по названию. В сущности, у петербургского театра никогда не было мысли о себе.
Но русский театр начался именно в Петербурге: здесь национальная самоидентификация — государственно-принудительная — императрица
Елизавета2. Больше ничего ведь и нет — исторически не сложилось. И полтора века русский театр здесь делался. И дальше делался — просто на каких-то иных паритетах.
Да, мы знаем, что есть национальная театральная культура, но сформулирована она никогда прежде не была.
А. А. Чепуров во вступительной к Энциклопедии статье «Театр государства Российского» (оцените название статьи!) закрепляет: «Речь идет не о здании Александринского театра,.. а о театре как государственной и художественной институции, о единственной и уникальной в нашей стране труппе, которая в своем преемственном развитии не прекращала своего существования в течение более чем
260 лет»
3. Раньше мы этого не знали. Теперь — знаем.
За последние годы — со времен выхода
семитомника «История русского драматического театра» (а это, страшно сказать, 1977–1987 гг.) — было много значимых трудов, которых с корабля современности и со счетов, конечно, сбрасывать нельзя.
Но Энциклопедия — издание исключительное не только тем, что, по сути, единственное не про конкретное лицо и не про конкретный период, а про историю — практически всю, но и тем, что решительно порывает с советской идеологией: она возвращает к истокам. Потому что в ее основе лежит не концепция — не важно, хорошая или плохая, — в ее основе лежат документы и артефакты. И больше ничего. Нет даже привычного для нас исторического деления. И, что самое важное, нет мнения. Есть только жесткий безусловный алфавит, только артефакт и только список.
Все-таки произошло — мысль о театре стала строже, и ей нашлось место. Все-таки произошло — собрались имеющиеся силы (в принципе: оказалось, что они есть), отвечающие за историческую мысль.
Важна и строгость жанра. Энциклопедия — это жанр Просвещения, и тот, который по определению общепользовательский. Знание, рассчитанное на всех и для всех. Идея театрального Просвещения почти обязательна, и, возможно, она входит в идею национального. Впрочем, здесь и наш «победительный» исторический оптимизм — мы опаздываем, но мы можем то, что другие уже не могут.
Энциклопедия — всего лишь заготовка. Мысль в «блицах». Но такая, из которой можно и даже нужно делать театр и его историю, — все прошлое, наконец, определено и собрано под одну крышу и готово для будущего. Все это и то, что будет дальше, — повод для капитального исследования. Сейчас необходимо сказать, что Энциклопедия пытается сформировать базу того, чего у нас никогда не было. Фундамент — он не бывает сам по себе. Он — где-то: территория и определенный класс грунта.
Потому что сегодняшнему театру все-таки очень плохо без истории и без диалога с этой историей.
Примечания и литература («Мир энциклопедий»)
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи