Интервью
- 18 ноября 2020
- просмотров 5539
Мир энциклопедий. Гость программы «Главная роль» на телеканале «Культура» («Россия К») — журналист, ответственный редактор Научного издательства «Большая Российская энциклопедия» (С 2020 года — АНО «Национальный научно-образовательный центр "Большая российская энциклопедия"») Сергей Кравец. См. ниже стенограмму и видео беседы.
— Приветствую вас, друзья. Сегодня в «Главной роли» ответственный редактор научного издательства «Большая Российская энциклопедия» (БРЭ) Сергей Кравец. Здравствуйте, Сергей Леонидович, рад вас видеть. — Здравствуйте.
— Не все в этом уверены, но всё-таки мне кажется, что, не познав прошлое, нельзя уверенно и так надёжно строить будущее, я уже не говорю о том, чтобы как-то спокойно и уверенно жить в настоящем. Я так понимаю, что проект, над которым вы сейчас работаете вместе с большим коллективом людей, который называется «Общенациональный научно-образовательный энциклопедический интерактивный портал», как раз его главная задача и идея именно в этих нескольких словах. — Ну вы знаете, я бы сказал бы так: мы всё-таки специально выбрали форму портала, то есть такую форму, которая подразумевает очень быстрое развитие и изменения дополнения именно потому, что мы хотим соответствовать движению сегодняшних знаний, которые нарастают с умопомрачительной скоростью именно для того, чтобы соответствовать актуальному современному знанию. И это не только знания о прошлом, которое, я надеюсь, всё-таки у нас не будет меняться с такой же скоростью, с какой меняется наше представление о сегодняшнем дне и наши ожидания будущего. И вот именно это на уровне портала мы ставим себе какой-то такой основной сверхзадачей. Конечно, не бежать вслед за прогрессом очень быстро, а пытаться его осмысливать и информировать читателей о современном насущном знании, то есть о том знании, которое уже пришло в мир науки, но ещё, может быть, не пришло ни в образование, ни в школу, ни в реальную жизнь. Происходит некий разрыв между наукой и обычной жизнью. Мы же не...
— Наукой, говорим, а кто-то называет это наукой, кто-то категорически не согласен с тем, что история — это наука, а это только идеологические представления о прошлом, но тем не менее значит ли это, что будет зафиксирована максимально объективная, максимально фактологическая, основанная на документах история, на которую могут ссылаться ученики провинившимся учителем, как им кажется, и учителя, то есть все стороны могут апеллировать: говорит, вот посмотрите, вот здесь на портале вот такая информация, и никто ничего, извините за каламбур, не напортачил в отличие, скажем, от этого учебника 2002-го года издания, правильно? — Вы знаете, смотрите, мы не просто будем давать верифицированную, проверенную, подтверждённую документами информацию, мы предоставим доступ к документам. У нас есть специальный сервис, который называется «Цитата к первоисточнику».
— Здорово. — И мы будем публиковать документы даже не от прямых, но и от косвенных цитат. И любой исторический документ, будь то закон, указ, манифест, историческая хроника, свидетельства очевидцев — всё, что наука верифицирует как достоверный исторический документ, все это будет представлено. Плюс к этому у нас очень много таких инструментов, которые разработали специально наши историки. Это, например, «Хронотоп». Это такой инструмент, который соединяет в себе сведения о юридическом статусе и территории любого государства, исторического государства, города в хронологии. Поэтому наконец у нас люди не будут рождаться и умирать, например, в государствах, которых ещё не было или уже не стало. Очень важный инструмент. Это «Предпосылки и последствия», который позволяет какое-то конкретное событие, конкретный процесс...
— То есть не просто выстрел в Сараево. — ...включить в более широкий исторический контекст. Вообще, я должен сказать, что на сегодня исторические редакции контролируют примерно
30% слов, но что делать... Не только русская история, но и всемирная история очень богата на события, личности, документы. Мы очень не расположены к какой-либо мифологии, и поэтому даже статьи про, допустим, каких-то государственных деятелей мы стараемся сделать так: мы стараемся сформировать объективное представление об их политическом мировоззрении, его представить, вот, был такой-то такой-то, есть такой-то такой-то, он обладает таким-то политическим мировоззрением, и дальше уже излагать, как это политическое мировоззрение им реализовывалась в течение его политической практики. Нам кажется, что такой подход наиболее объективен.
— Я сейчас попробую провести одну параллель: параллель жизни государства и человека. Любой человек, который занимается своими корнями, если он вдруг замечает, что у него в третьем-четвёртом колене прапрадедушка был не дирижёром или научным работником, а татем и разбойником, конечно, он постарается это скрыть, никому об этом не говорить, но, по крайней мере, не будет публично всячески выставлять этот факт, казалось бы, не имеющий к нему, к его реальной жизни никакого отношения, потому что сам он добропорядочный и хороший человек. В случае с государством почему мы не можем такого себе позволить? Почему мы должны знать не приукрашенную историю, не подогнанную идеологически, а рассказывать о всех болячках и постараться всё-таки быть такими, какие мы есть? — Ну, государство ни в один момент своей истории не бывает совершенно как бы свободным и нейтральным от собственных представлений о себе.
— Безусловно. — Всё начинается не с того, как государство представляет себе прошлое, а с того, как оно представляет себе самое себя. Именно во многом, бывает, для оправдания самого себя выстраиваются разные цепочки. Эти же цепочки могут выстраиваться не только оптимизацией истории. Мы все дружно с советской романтикой строили Магнитогорск и создавали промышленность Советского Союза.
— Тем более Беломорканал. — То есть можно так выстраивать, забывая про жертв коллективизации, забывая про согнанных и арестованных заключённых, согнанных на эти работы, можно делать так. Есть и другой путь, когда история наоборот вся специально превращается в цепочку трагедий для того, чтобы объяснить, почему мы сегодня такие. В жизни не бывает так, чтобы в 18-м веке построить громадную мануфактуру, не забивая насмерть крестьян, не бывает. Потому что они не хотят бросать свои поля, свою привычную работу и идти надрываться на строительстве этой мануфактуры. Их заставляли. Нельзя построить прекрасный Петербург, не усыпав его основание многими и многими трупами. К сожалению, это так. И если мы принимаем историю как реальность, мы должны принимать и то, и другое. Нельзя наслаждаться плодами чего-то, не понимая, какую цену за это заплатили.
— Но как интерактивный портал, общенациональный может быть застрахован как раз от крена либо в одну, либо в другую сторону? — Как раз вот ссылки на документы... — Ссылки, документы и свободное участие квалифицированного экспертного сообщества. Собственно, сделать такой портал силами даже очень мощной редакции (у нас
44 научных редакции, почти
300 человек) всё равно нереально, потому что он очень большой. Поэтому мы будем опираться на очень широкое экспертное сообщество. Экспертное сообщество ведь состоит не из людей, которые во всём согласны друг с другом. Оно в основном состоит из людей, каждый из которых имеет свою точку зрения и готов её защищать. При наиболее сложных не только с политической точки зрения, но и с научной точки зрения энциклопедических понятиях мы специально будем развёртывать экспертные форумы и площадки.
— И там это будет фактически в онлайн-режиме? — Несомненно. Другое дело, что человек, не подтвердив свою компетентность в этой сфере, не сможет прямо там участвовать: это всё-таки площадки для экспертов.
— Но у вас есть серьёзный конкурент — назовем это вообще открытое пространство интернета. В чём притягательность? Вы экономите время у человека, который доискивается до какого-то важного исторического факта, то есть на вашем портале будет собрано то ... умными, ответственными и научно подготовленными людьми, нежели поиски по свободному «океану». — Ну смотрите, в чём основное отличие. В свободном «океане» все свободны, в том числе и от ответственности собственно за текст, за его достоверность никто не отвечает. Полная анонимность. Там же нет даже понятия «автор», есть редакторы. Каждый может редактировать любого. У нас первый шаг — любая информация персонифицирована, то есть человек отвечает за свои слова, отвечает за свои слова в том числе и своей научной репутацией. Во-вторых, за каждое его слово ещё отвечаем мы, потому что у нас солидарная ответственность автора и редактора.
— Особенно вы как ответственный редактор. — В-третьих, у нас есть специальная служба сопоставления и проверки фактов, служба транслитерации имён и названий, служба сверки цитат, то есть мы помогаем автору выйти на абсолютную точность его данных. Вот я должен сказать, что даже у хорошего автора иногда большое количество ошибок, потому что чем он дольше в теме, тем он реже обращается к справочникам, потому что он всё помнит.
Плюс у нас статьи обязательно рецензируются до того, как они публикуются, но и после вот на этих экспертных форумах. Мы предлагаем людям ходить не по территории «Дикого научного Запада», диких «джунглей», а в общем, там, где они могут чувствовать в смысле достоверности и полноты знания, они могут чувствовать себя в безопасности.
— Как называется проект или как он будет назван и сроки его завершения так, чтобы можно было уже крикнуть мышкой и оказаться на важной странице? — Называют,.. пока у него только рабочее название «
Знание». Мы должны выпустить текстовую версию весной 2022 года. Надеемся получить массу замечаний от пользователей, которые мы надеемся исправить, и выйти уже с полноценной версией к учебному году осенью 22-го года.
— Спасибо вам большое! Спасибо! Я напомню, что сегодня в главной роли ответственный редактор научного издательства «Большой Российской энциклопедии» Сергей Кравец. Низкий поклон. Обязательно увидимся.Справка «Мира энциклопедий»
Официальная презентация портала
прошла 21 ноября 2019 года в Уфе — в рамках Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Современная российская региональная энциклопедистика: место и роль в обществе, перспективы развития». 26 ноября
Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании общенационального интерактивного энциклопедического портала. Ранее был
определён объём финансирования проекта — около
₽ 2 млрд. В том же году были выбраны разработчики
информационной системы «Редакционный комплекс «Большая Российская энциклопедия», а также
бренда и маркетинговой стратегии ресурса.
В 2016 году, на встрече с участниками книжного фестиваля «Красная площадь», Дмитрий Медведев впервые
поддержал инициативу. В августе того же года премьер
подписал распоряжение, по которому была образована межведомственная рабочая группа по вопросам создания ресурса под руководством замглавы Правительства РФ
Сергея Приходько. Организационно-техническое обеспечение было возложено на Минкомсвязи России. Распоряжение вызвало широкий резонанс в СМИ. В мае 2020 года группа была
расформирована как выполнившая свои функции.
До распоряжения премьера, как минимум с 2008 года, в издательстве «БРЭ»
велась работа над российским научно-образовательным интернет-порталом «Знание». В 2010 году
состоялась презентация дизайн-концепта портала. В 2012 году было
заявлено, что сайт будет платным (впоследствии планы изменились). В 2014 году
50 академиков научно-редакционного совета БРЭ
обратились к
Владимиру Путину с письмом-просьбой оказать господдержку, чтобы продолжить выпуск одноимённого
многотомника (завершён в 2017 году), а также обеспечить средствами интернет-портал «Знание». В 2015 году работы над будущим порталом
продолжались.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки [Макаров Ю. В. Интервью Сергея Кравца программе «Главная роль»/ Интервьюер Юлиан Викторович Макаров; Респондент Сергей Леонидович Кравец]. — Текст: электронный + Изображение (двухмерное): видео + Устная речь: аудио// Телеканал «Россия – Культура». — 2020. — 18 ноября. — URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/episode_id/2465360/ (дата обращения: 18.11.2020).