Минкультуры РФ приостановило финансирование энциклопедического проекта «Театр России» на 2021 год
26 марта 2021
выбор редакции
просмотров 26313
комментариев 6
26 марта 2021 года в пресс-центре «Россия Сегодня» (РИА Новости) состоялась онлайн-конференция, приуроченная к Международному дню театра (отмечается 27 марта), сообщают сайт Союза театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) [1]1, «Интерфакс» [2]2, «MK.ru» [3]3 и другие СМИ.
Участниками мероприятия стали глава СТД РФ, художественный руководитель Московского театра «Et Cetera» Александр Калягин и секретарь СТД РФ, помощник художественного руководителя по творческим вопросам Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, председатель научно-редакционного совета проекта энциклопедии «Театр России» Дмитрий Трубочкин.
Одной из тем стала дальнейшая судьба проекта энциклопедии «Театр России», первый том которой из блока «Театр России. XXI век» был презентован в феврале 2021 года. Александр Калягин заявил, что получил письмо из Министерства культуры РФ. В документе сказано, что «в 2021 году в связи со значительным секвестром федерального бюджета, обусловленным эпидемиологической обстановкой, оказать финансовую помощь поддержки издания театральной энциклопедии, к сожалению, не представляется возможным». Результатом такого решения, по словам Калягина, может стать невыход следующих томов энциклопедии.Хочу сказать, что команда соткана, команда прекрасно работает во главе с профессором Трубочкиным... И если это затянется надолго, я боюсь, мы потеряем энциклопедию. В историю войдёт... Когда мы уточняли программу Года театра4, энциклопедия стояла чуть ли не первым номером, она была утверждена на всех уровнях власти: и финансово, и все поддержали. И если это произойдёт, мы, боюсь, обозначим свою деятельность как команда, которая выпустила только первый том, а всё остальное, к сожалению, не удалось.
Александр Калягин, председатель СТД РФ
С ним согласен Дмитрий Трубочкин. Он рассказал, что с 2019 года над первым томом трудились 150 человек: 108 авторов статей, 20 редакторов и более 20 специалистов, обеспечивших технический процесс подготовки текстов.
Как раз в связи с эпидемией и надо было профинансировать театральную энциклопедию, потому что это именно тот проект, который будут читать, который уместен именно во время локдауна и дальнейшей опасности, если таковая есть... Этот проект, который точно будет развиваться, который точно сделают люди, сидящие по кабинетам, по своим домам. Он пишут, они исследуют источники, и театры с радостью отзываются на эту энциклопедию. Я хотел бы подчеркнуть, что энциклопедия, почему Сан Саныч этим дорожит, почему я и коллеги мои дорожим этим проектом, потому что энциклопедия стала действительно одним из немногих проектов последних лет, который реально, не номинально, а реально объединил все театры России, абсолютно все: все объединения региональные Союза театральных деятелей, все театры. Во-первых, они все приветствовали и духовно поддерживали нас и давали материалы, даже самые труднодоступные. Связывали нас с артистами, чтобы уточнить какие-то даты жизни. Я сам в этих созвонах участвовал. То есть энциклопедию писала вся Россия и хочет писать вся Россия, и сформировалась уникальная команда, которой завидует весь мир, — 150 человек, стоят как паровоз под парами, готовы действовать, 150 человек, которые на зависть, скажем, нашим коллегам из Европы (у них нет такой энциклопедии) готовы уже создавать довольно-таки быстрыми темпами следующий том, — к сожалению, сейчас простаивает. Это тоже нужно оценить. Наши коллеги в министерстве... Я не сомневаюсь, что они написали это письмо, находясь в трудной ситуации финансовой, но тем не менее вместе с нами хотелось бы ещё раз к этому вернуться и обдумать то, что в течение нескольких лет работы над энциклопедией (2 года полных прошло) мы создали то, что создаётся многими десятилетиями. Мы создали коллектив, который умеет писать такие труды — энциклопедические обобщения по современному театру. Я хотел бы подчеркнуть значение этого труда для науки, для нашей театральной действительности. Такой энциклопедии нет нигде в мире,.. потому что мы впервые рискнули и рискнули успешно создать научное энциклопедическое обобщение по современному театру, которое может полистать, вот так вот полистать, подержать в руках любой человек с тем, чтобы познакомиться, окинуть взглядом то, что называется «русский современный театр», «театр XXI века».
Дмитрий Трубочкин, председатель научно-редакционного совета проекта энциклопедии «Театр России», секретарь СТД РФ
Запись онлайн-конференции к Международному дню театра (СТД РФ)
О проекте
Энциклопедический проект «Театр России» состоит из двух блоков — «Театр России. XXI век» в трёх томах, о сегодняшнем дне российского театра и его недавнем прошлом (2000—2019 годы: последний год XX века и первые 19 лет XXI столетия) и предшествующее театральное наследие в двух томах — «Великие имена» и «Великие спектакли».
Статьи снабжаются богатым иллюстративным материалом.
Среди авторов — ведущие эксперты по каждому из направлений, а также молодые театроведы.
Издание осуществляется по инициативе СТД РФ. Помощь оказывают Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать; упразднено в 2020 году) и Российский фонд культуры.
Первый том можно приобрести за ₽ 1800 в издательстве «Большая Российская энциклопедия» (г. Москва, Покровский бульвар, д. 8).
Издание последнего тома планируется на 2024—2025 годы.
Завершённую и дополненную энциклопедию «Театр России» планируется разместить на общенациональном энциклопедическом портале «Знание».
Предыдущее научно-справочное издание по театральному искусству на русском языке — «Театральная энциклопедия» в шести томах — издавалось в 1961—1967 годах.
Примечания
2019 год был объявлен Годом театра в России. См.: Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 181. — Текст: электронный// Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43008 (дата обращения: 01.09.2023).
У меня при прочтении этой новости очень сложные эмоции... Во-первых, по той простой причине, что очень уважаю и мне нравится, как актер и руководитель театра, Александр Калягин, но в тоже время мне не нравится формат этой энциклопедии. На мой взгляд, это просто справочник для антрепренёра или продюсера. Энциклопедии на современность — это не самая интересная и ценностная вещь, как мне кажется.
Не самая лучшая новость, тем более как раз к профессиональному празднику театралов. Впрочем, сейчас и правда многим не до расходов на подготовку энциклопедий...
Как раз в связи с эпидемией и надо было профинансировать театральную энциклопедию, потому что это именно тот проект, который будут читать, который уместен именно во время локдауна и дальнейшей опасности, если таковая есть...
Удивлённо Убойный аргумент! Воистину чиновник! Ибо у меня просто нет иных «парламентских» слов, чтобы в полной мере выразить бурю негодования. Со злостью Ну решили «забить» на проект — так и заявляйте, не стесняясь, бывало и такое. А на форс-мажор-то зачем все сваливать? Лучше бы задумались о сетевом формате энциклопедии, чему уже имеются примеры (БРЭ, например, тоже — увы! — печатный формат приостановила...) Печально
Как раз в связи с эпидемией и надо было профинансировать театральную энциклопедию, потому что это именно тот проект, который будут читать, который уместен именно во время локдауна и дальнейшей опасности, если таковая есть...
Убойный аргумент! Воистину чиновник! Ибо у меня просто нет иных «парламентских» слов, чтобы в полной мере выразить бурю негодования. Ну решили «забить» на проект — так и заявляйте, не стесняясь, бывало и такое. А на форс-мажор-то зачем все сваливать? Лучше бы задумались о сетевом формате энциклопедии, чему уже имеются примеры (БРЭ, например, тоже — увы! — печатный формат приостановила...)
Кстати, если опираться на проблему локдауна и эпидемии, то именно работа над сетевой версией энциклопедии была бы полностью уместна. Просто надо признать, что выпуск бумажных томов стоит дорого, отпускная цена тома тоже высоковата, поэтому можно сделать вывод, что эту энциклопедию могут позволить себе купить лишь обеспеченные люди, а небогатые любители театра будут ее спрашивать в библиотеках. Но во время эпидемии лучший вариант — не ходить по библиотекам, чтобы не подвергать себя риску, а читать сетевые версии книг у себя дома. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что издание бумажной версии приостановили до лучших времен.
Лилия Тумина пишет: Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что издание бумажной версии приостановили до лучших времен.
Если бы приостановили только издание бумажной версии... Работа как таковая остановлена:
Из выступления Дмитрия Трубочкина на онлайн-конференции к Международному дню театра: уникальная команда, которой завидует весь мир, — 150 человек, стоят как паровоз под парами, готовы действовать,150 человек, которые на зависть, скажем, нашим коллегам из Европы (у них нет такой энциклопедии) готовы уже создавать довольно-таки быстрыми темпами следующий том, — к сожалению, сейчас простаивает.
Лилия Тумина пишет: Кстати, если опираться на проблему локдауна и эпидемии, то именно работа над сетевой версией энциклопедии была бы полностью уместна.
Вообще, работать можно над чем угодно, но последовательность публикации пока — как минимум до открытия портала «Знание» — однозначная: сначала печатный вариант:
Из интервью Дмитрия Трубочкина в программе «Главная роль» на телеканале «Россия К»: мы начали с тиража 1000 экземпляров, потому что книги безусловно должны быть. Почему? — Потому что книга определяет композицию. Если у нас электронное издание, оно имеет тенденцию расширяться бесконечно, пока пишется, пока есть материал — ширится, ширится, ширится. Книга — это нечто завершённое, и вот мы продумали завершённую форму как раз в трех томах «XXI век». И дальше эта книга перейдет в электронную сферу, она попадет на портал «Знание».
По большому счету, показано, что средств в нынешних условиях не хватает, и экономию начинают с энциклопедий. Есть ли уверенность, что 2022-й будет лучше?