Рецензия
- 1 апреля 2013
- просмотров 859
Удмуртская Республика [Электронный ресурс]: просвещение, образование и педагогическая мысль: энциклопедия/ УрО РАН. Удмурт. ин-т истории, яз. и лит.; [Гл. ред. А. Е. Загребин; Сост. С. Д. Смирнова]. — Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, 2011. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв.; 12 см. — (Удмуртская Республика). — Систем. требования: Pentium-совместимый 300 МГц и выше; 128 Мб ОЗУ; Windows XP и выше; Super VGA (1024 x 768) и выше; CD-привод; Internet Explorer 6.5 и выше; Установленные шрифты с поддержкой удмуртского языка. — Загл. с этикетки носителя. — № гос. регистрации 0321101565.
Удмуртский институт истории языка и литературы Уральского отделения РАН (УИИЯЛ УрО РАН) при поддержке Министерства образования и науки УР подготовили и выпустили в свет электронную версию энциклопедии «
Удмуртская Республика: Просвещение, образование и педагогическая мысль». Это историко-справочное издание, цель которого – полно и достоверно представить систематизированную информацию в области истории развития и практики образования на территории Удмуртии.
Энциклопедия является первым отраслевым изданием многотомной энциклопедии «Удмуртская Республика» – долгосрочного проекта в рамках целенаправленной работы УИИЯЛ УрО РАН по формированию свода информации о прошлом и настоящем Удмуртии, ее природе, истории и культуре.
Издание содержит около
6000 статей,
2000 иллюстраций и фотографий, библиография насчитывает
379 названий и
23 ссылки на интернет-ресурсы. Общий объем издания в переводе на привычный «листаж» составляет
164,3 авт. л. Сбор материала проводился коллективом с 2001 по 2008 год включительно.
Обширный фактический материал представлен в классической форме, принятой в энциклопедических изданиях. Персональные статьи, а также статьи, посвященные основным понятиям и терминам педагогики, располагаются в алфавитном порядке.
В энциклопедии содержатся сведения:
- по истории образования в Удмуртии, включая историю национальной школы;
- по истории каждого учебного заведения республики. В основе исторических очерков, составляющих тематический раздел, лежат исследования д. историч. н. М. В. Гришкиной;
- о современном уровне развития системы образования (наука, методика, практика) в УР, в том числе по городам и районам;
- о выдающихся деятелях просвещения и образования; – статьи научно-справочного характера.
В целом содержательно-информационный массив энциклопедии дает весьма объемное представление об истории, современном состоянии и системе образования Удмуртии, показывает динамику формирования педагогического корпуса, развитие сети школ, подготовки научно-педагогических кадров. Особо отметим ряд статей, касающихся развития национальной школы.
Достоинством энциклопедии является значительный массив персоналий, в первую очередь педагогов, занятых в учебном процессе.
В авторский коллектив энциклопедии вошли известные ученые, доктора наук, имеющие богатый опыт практической работы в системе образования:
И. В. Абрамов,
Г. А. Поздеев,
О. И. Шаврин,
В. С. Черепанов, доктора наук М. В. Гришкина,
М. Г. Иванова,
К. И. Куликов,
Н. П. Лигенко,
Г. А. Никитина,
И. В. Тараканов,
Н. И. Шутова,
Е. Ф. Шумилов, теоретик и практик детского движения
Э. А. Мальцева и др.
При подготовке энциклопедии был использован наработанный сотрудниками института опыт составления изданий справочного характера, в том числе биобиблиографического справочника «Ученые-удмурты» (сост.
Л. С. Христолюбова, Ижевск, 1997),
2-х изданий энциклопедий «Удмуртская Республика» (Ижевск,
2000; Ижевск,
2008), а также академические издания УИИЯЛ УрО РАН: «История Удмуртии: Конец XV – начало XX века» (2004) и «История Удмуртии: XX век» (2005). Каждая из книг содержит информацию о развитии образования и науки в Удмуртии. Часть использованных в энциклопедии документов по истории образования и науки в Удмуртии, введена в научный оборот впервые.
Реализовав потенциал современных цифровых технологий, авторы статей и разработчики электронной версии энциклопедии смогли компактно представить материал, обеспечив при этом удобный поиск информации. Электронная версия расширяет возможности обычного полиграфического издания – она приобретает функцию гида, позволяя легко ориентироваться в образовательном пространстве Удмуртии разных веков, отслеживать закономерности его развития.
Материалы обращены к самой широкой аудитории: от учителей и научных работников до школьников и студентов. Одно из достоинств издания – возможность интерактивного общения с читателем.
Энциклопедические издания – хороший пример сочетания фундаментальных и прикладных исследований. Выпуск отраслевых энциклопедий будет продолжен: ждут выхода в свет тома «
Культура и искусство», «
Здравоохранение», энциклопедический справочник «
Многонациональная сценическая культура Удмуртии».
В то же время, на мой взгляд, представленный труд не свободен от недостатков. В частности, не соблюдается баланс между богатым фактическим материалом и статьями общего, обзорного характера, отражающими уровень современных достижений педагогической мысли в Удмуртии, в том числе в области этнической психологии, развития физкультуры и спорта в учебных заведениях и др. Некоторый дисбаланс прослеживается и при отборе статей, освещающих общественную жизнь школьников: акцент смещен в сторону информации, ставшей актуальной лишь в последние десятилетия: так, в энциклопедии присутствует «скаутинг», но нет материала о пионерском движении.
Подобного рода недочеты не являются системными и не меняют позитивную оценку данного энциклопедического издания в целом, они могут быть учтены при составлении запланированных изданий, в том числе исправленной и переработанной версии энциклопедии «Удмуртская Республика: Просвещение, образование и педагогическая мысль» на бумажном носителе.
Можно выразить уверенность в том, что электронное издание энциклопедии станет хорошим помощником педагогам и исследователям, войдет в перечень обязательных источников при подготовке будущих учителей.
Поступила в редакцию 24.01.2013
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Семенов Ю. В. Рецензия на электронную версию энциклопедии «Удмуртская Республика: Просвещение, образование и педагогическая мысль»// Ежегодник финно-угорских исследований. — Ижевск, 2013. — Вып. 2. — С. 120-122.