Пора браться за энциклопедию... Я уже всё написал в своей жизни, я уже допишу, что мне осталось, а это будете делать вы.При этом результаты проделанной работы оказались несколько больше, чем вместила энциклопедия.Слова Анатолия Альтшуллера в изложении Александра Чепурова
2500 статей, но это ещё не всё... Словник гораздо больше, потому что в словнике были буквально все, кто когда-либо только хотя бы один раз вышел на сцену... В энциклопедию мы пытались [включить] людей, которые какое-то время поработали.На презентации изданию были даны исключительно высокие оценки. Осевой темой многих выступлений стала всепроникающая цифровизация и ответная реакция театра. Некоторые содержали ретроспективный взгляд на тему выпуска книги как таковой и театральной энциклопедии в частности.Александр Чепуров, главный редактор энциклопедии Александринского театра, заместитель художественного руководителя, руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра
Издание энциклопедии — это повышение ответственности. Всё отрезать, забыть — преступно плохо. Но такая волна уже пошла. Скоро будут цифровые искусства, цифровая культура и даже цифровые артисты. И можно сколько угодно по этому поводу сетовать, а сопротивляться, конечно, надо обязательно, но это имеет место быть и это будет — всё к этому идет...Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра
Театр остро ощущает нашествие этих новых информационных технологий и новых реалий, которые зомбируют человека и превращают человека в античеловека, он это почувствовал давно. И могу сказать, что линия сохранения памяти, традиций и обретение этой памяти на сегодняшнем, современном этапе уже российским театром подхвачена в последние годы очень серьёзно. Эту тенденцию в своё время отметил Дмитрий Владимирович, представляя первый том российской театральной энциклопедии «Театр России. XXI век». Региональные театры и столичные театры начали выпускать свои энциклопедии, истории своих домов — это и в Екатеринбурге, и в Казани, и в Москве, и в Петербурге, Казани... Эта тенденция только нарастает, что меня очень радует, то есть люди театра понимают, как важно быть в органическом диалоге с прошлым5.Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ
Эта книга — один из эталонных примеров того, какой книга должна быть, потому что она черезвычайно богата, что просто редкость для наших дней... Она — подлинная энциклопедия, соответствует всем критериям энциклопедичности. Кроме того, что у неё замечательный справочный аппарат, мы знаем каждого автора каждой статьи о каждом герое, каждой персоналии, в ней замечательное предисловие, удивительное предисловие, такое хрестоматийное, я бы сказала, к которому будут обращаться как к источнику точных сведений.Ада Колганова, книговед, директор РГБИ
Мне было приятно узнать, что как раз воплощение нового этапа энциклопедического знания, когда стали выходить (готовиться, затеваться и выходить) одна за другой крупные энциклопедии в 90-е годы, по сути это началось с замысла энциклопедии Александринского театра. Потом уже стала работать «Большая Российская энциклопедия» — выпускать небольшие энциклопедические словари в то время, как коллеги терпеливо и кропотливо работали над этим томом.Дмитрий Трубочкин, председатель научно-редакционного совета проекта энциклопедии «Театр России», искусствовед, заведующий отделом театра ГИИ
Будет в следующем году 240 лет с того момента, как возникла первая в истории театральная энциклопедия вообще... Сейчас, именно в это время, когда майские дни, Франческо Бартоли делал последние пометки в Италии, собирал, чтобы сдавать на гранки в печать свою энциклопедию «Исторические заметки об итальянских актёрах». 1782-й год. Для меня это очень и очень важная аналогия и вот почему: в энциклопедии, самой первой, которая возникла в Европе, той самой — «Исторические заметки об итальянских актёрах» 1782-го года,.. с одной стороны, конечно, это был ответ французской энциклопедии, потому что Франческо Бартоли, естественно, прекрасно об этом знал, вся Европа об этом говорила (Энциклопедия наук, искусств и ремёсел); с другой стороны, внутренне им двигала какая-то чисто актёрская профессиональная этика: если он не запишет имена мелких актёров 18-го века, которых никто не знает,.. он их тщательно изымает, помещает несколько строк под именем, не зная, кому это пригодится, но точно пригодится, и возникает такая энциклопедия 16-го, 17-го и 18-го века... Но получилась первая театральная энциклопедия, движимая внутренним этическим двигателем, профессиональной преданностью искусству и этой сознательной неготовностью производить этот иерархический выбор — кто достоин, а кто недостоин — все попадают, все работают и все попадают, и вся эта энциклопедия со всеми именами будет ценна. И этот же этический принцип, очень древний 18-го века, оказывается, положен сюда, в это издание. Эта энциклопедия движима очень ясной этической идеей: человек, который занимается этим ремеслом, достоин памяти — справедливой, научной, исторической памяти... И мне кажется, что восстановление энциклопедического знания (в том числе отраслевых энциклопедий) это какая-то новая эпоха, быть может, восстановления живой памяти в театре, когда память включена в историю, она не перестала действовать, история действует через нас, и энциклопедия — это символ этого, открывшаяся новая страница.В выступлении Владислава Иванова была выдвинута идея создать портал на основе энциклопедии Александринского театра. Александр Чепуров отметил, что как минимум текст издания можно разместить на сайте театра. Ольга Егошина поддержала инициативу, прежде всего из-за удобства при последующем дополнении энциклопедии.Дмитрий Трубочкин
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2) |
Константин Абров написал:Определенный вред театру тут все-таки есть. Ведь для театра гораздо выгоднее, когда люди покупают билеты и приходят смотреть постановки. А когда они смотрят спектакль в режиме онлайн, смотрят видеозаписи старых спектаклей или просто читают энциклопедию об этом театре в интернете или в библиотеке, это либо не приносит денег театру вообще, либо приносит совсем небольшие суммы. Хотя, конечно, для культуры в целом все это совсем не плохо, а ровно наоборот.
Не согласен, что цифровые технологии зомбируют человека или как-то вредят театру. Создание той же энциклопедии гораздо проще далось с применением новых технологий и доступность ее повышается. Для театра важно, что актерское мастерство великих не уйдет вместе с ними. Записанное в цифре, останется для потомков.