Рецензия
- 21 декабря 2000
- просмотров 731
Эстрада России. Двадцатый век: Лексикон/ Гос. ин-т искусствознания; [А. А. Анютенков, Ю. Л. Алянский, Е. П. Белов и др.; Редкол.: Е. Д. Уварова (отв. ред.) и др.]. — М.: РОССПЭН, 2000. — 783 с.: [56] л. ил.; 27 см. — Авт. указ. на последней с. — Указ. имен: С. 707-780. — 3000 экз. — ISBN 5-86004-157-8 (в пер.).
Журнал «Советская эстрада и цирк» в 1967 г. сообщил читателям, что в издательстве «Советская энциклопедия» приступили к подготовке
энциклопедического словаря по эстрадному искусству. В состав его редколлегии были включены
Л. Утесов,
А. Райкин,
И. Набатов и другие мастера эстрады. Главным редактором утвердили профессора
Ю. Дмитриева, составителем — эстрадного и циркового режиссера, критика и коллекционера
Е. Гершуни.
Через
три года Евгения Павловича Гершуни не стало, и к работе над словарем подключился другой коллекционер и признанный знаток эстрады —
А. Шнеер, который уже участвовал в подготовке словаря «
Цирк». Спустя
десять лет издание было практически готово к выпуску. Несмотря на свою долгую жизнь (прожил более
ста лет, умер в 1994 г.), Александр Яковлевич Шнеер так и не увидел свою книгу изданной.
Прошло еще
десять лет, и долгожданное издание, задуманное
33 года назад, вышло из печати. Сразу оговоримся: это выдающееся событие в эстрадной литературе, важный итог развития искусствоведческой мысли в данной области. Символично, что книга увидела свет в последний год
столетия, которое она и обозревает.
Редколлегия и авторский коллектив хорошо понимали сложность своей задачи. Очень расплывчаты границы понятия «эстрада». Она переплетена с театром, музыкой, радио и телевидением. Многие персоналии имеют отношение как к эстраде, так и, например, к опере, джазу, драматическому театру, кино. Степень разножанровости артистов различна. Как это учесть при отборе статей? Как быть с деятелями эстрадного искусства нестоличными, из национальных республик? А что сделать критерием отбора для тех, кто приобрел популярность в последние годы? Редколлегия, предвидя недоуменные вопросы читателей, оговаривает все эти сложные моменты во вступительной заметке.
В книге более
800 статей. Абсолютно преобладают персоналии. Это закономерно, ведь понятийная область эстрадного искусства относительно бедна, она часто общая с музыкой и театром. Среди статей-персоналий
две трети посвящены артистам и другим лицам, кто организует, ставит, оформляет эстрадные спектакли, участвует в них. Остальные статьи — о тех, кто создает произведения для эстрады (писатели, поэты, драматурги, композиторы), либо кто оценивает и изучает эстрадное искусство (критики, искусствоведы).
Тем не менее настаиваем: статей могло и должно было быть значительно больше. Ограниченность объема, о чем предупреждает редколлегия, не может здесь служить оправданием.
«Трудное сиротское детство... чтобы прокормиться, работал грузчиком...», «с ранних лет хлебнул трудностей послевоенного детства», «детство было тяжелым, эвакуация...», «с детства увлекся романтикой моря», «родители, родом из деревни, работали на железнодорожном транспорте», «учился в двух школах — общеобразовательной и музыкальной», «отец — сибиряк, мать — одесситка». Подобными сентенциями, чуждыми жанру энциклопедической литературы, переполнены статьи.
И все же главное — ликвидировано последнее «белое пятно» в энциклопедической литературе по искусству. В концентрированном виде перед читателем предстала ценнейшая информация о нашей эстраде. Это событие не может не радовать.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи