Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Дмитрий Трубочкин (энциклопедия «Театр России. XXI век»): «Я понял, что наука, по выражению Ницше, — это весёлое дело»

Интервью

  • 31 июля 2021
  • просмотров 9484
  • комментариев 5
Началась подготовка второго тома энциклопедии «Театр России. ХХI век». Первый том вышел в начале года, однако после его публикации продолжение работы над изданием было под угрозой. «Театр России» — первая энциклопедия подобного рода за последние 60 лет, но её особенность — временные рамки, максимально приближенные к нашему времени. Подробнее об издании поговорим с председателем научно-редакционного совета Дмитрием Трубочкиным.

Дмитрий Трубочкин (справа), гость программы «Новости культуры»

Дмитрий Владимирович Трубочкин (справа), в программе «Новости культуры» телеканала «Россия – Культура»
— Добрый вечер!

— Добрый вечер!

— Дмитрий, чему вас научил опыт работы над первым томом? Что предстоит усовершенствовать сейчас?

— Первый том научил нас работать над ошибками. Первая не то, что ошибка, а наше открытие заключалось в том, что не все даже самые уважаемые люди (театральные критики) готовы писать статьи энциклопедического формата, потому что энциклопедия — это всё-таки наука, это не стихия театральной критики, это не публицистика, когда пишут для того, чтобы отстаивать ценности, чтобы хлёстко выражаться, защищать одни спектакли, обвинять другие спектакли и так далее. Здесь нужно писать равным образом обо всех, опираясь на факты, так, как будто ты пишешь историю о современности.

— Но это не будут сухие статьи?

— Там есть научная сухость, конечно же, без этого никуда не деться, потому что всякая статья внутри себя содержит сведения «родился — женился», но если только «родился — женился» — это справочник, это вот такая краткая справка о жизни, а энциклопедия предполагает некоторое обобщение на определённом уровне, то есть попытку обоснованного разговора о вкладе того или иного театра, того или иного человека в современную историю, а если ты пишешь о современниках, то здесь обобщения должны быть очень и очень мотивированные, очень обоснованные.

— Самый спорный современник?

— Вот уж не знаю... А кто ж у нас самый спорный современник? Ну вот смотрите... Самый спорный, с точки зрения публицистики, — это одно. Самый спорный, о ком более всего спорят, тогда... поди разберись...

— О ком более всего спорят.

— На букву С, Се — «Седьмая студия», Серебренников. Первый том, на букву Б — Богомолов, Бояков ну и так далее... В общем...

— Хорошо, что Вы не продолжили на букву Б.

— Да-да-да... Ну у нас есть те, о которых спорят, но которые точно в энциклопедии не являются персонажами, поскольку они ну, скажем так, не являются основой для построения истории современного театра. Сан Саныч Калягин, Олег Павлович Табаков — такие вот крупные фигуры, которые закладывают самые основания актёрского искусства XXI века, вот они бесспорны.

— Что лично для себя Вы открыли во время работы над этим изданием?

— Очень интересно писать про современность так, как будто бы ты создаёшь историю современности или систему современного театра. Я понял, что наука, по выражению Ницше, — это весёлое дело. Весёлая наука, театральная наука — это очень весёлая вещь, несмотря на то, что там огромное количество всяких ограничений и таких ограничений, которые не позволят тебе, быть может, высказаться вольно, но, во всяком случае, подведут тебя к высокому, весомому высказыванию, скажем так. Так что вот я и мои коллеги пришли к тому, что театральная наука имеет место и имеет силу.

— Спасибо Вам большое!
Запись сюжета программы «Новости культуры» телеканала «Россия — Культура»

Справка «Мира энциклопедий»

Энциклопедический проект «Театр России» состоит из двух блоков в пяти томах: три тома «Театр России. XXI век» (2000—2019 годы) и два тома предшествующего наследия («Великие имена» и «Великие спектакли»).

Статьи снабжаются богатым иллюстративным материалом.

Идеологию и концепцию издания разрабатывал научно-редакционный совет при СТД РФ под руководством доктора искусствоведения Дмитрия Трубочкина. Работу научной редакции возглавил музыкальный и театральный критик, знаток в сфере СМИ и издательского дела Дмитрий Морозов.

Среди авторов — ведущие эксперты по каждому из направлений, а также молодые театроведы.

Функции издательства выполняет БРЭ (ответственный редактор Сергей Кравец).

Работа ведётся по инициативе СТД РФ и началась в преддверии объявленного в России Года театра (2019-й год, согласно Указу Президента РФ Владимира Путина от 28.04.2018 г. № 181). Помощь оказывают Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать; упразднено в 2020 году) и Российский фонд культуры.

Первый том можно приобрести за ₽ 1800 в издательстве «Большая Российская энциклопедия» (г. Москва, Покровский бульвар, д. 8).

Издание последнего тома планируется на 2024—2025 годы.

Завершённую и дополненную энциклопедию «Театр России» планируется разместить на общенациональном энциклопедическом портале «Знание».

Предыдущее научно-справочное издание по театральному искусству на русском языке — «Театральная энциклопедия» в 6 томах — издавалось в 1961—1967 годах.

  • Теги
  • 2000-2019
  • XXI век
  • БРЭ
  • СТД РФ
  • Театр России
  • актёры
  • биографии
  • написание статей
  • подведение итогов
  • промежуточные итоги
  • режиссёры
  • современный театр
  • сценическое искусство
  • театр
  • театральная энциклопедия
  • театральные деятели
  • театры
  • том 1
  • том 2

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.35)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Вот именно ключевое и заключается в финальной фразе — создаешь историю... То есть не история сама происходит, а кто-то ее рисует по своим субъективным критериям и мыслям, что, как по мне, так вовсе и не правильно. Повторю свою мысль, что уже писал ранее. Слишком мало времени прошло с начала века, чтобы создавать такие энциклопедии. Скептически
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    История никогда не создается сама собой. В мире происходит невероятно большое количество событий. И от того, какие из них мы возьмем для своего повествования (даже если не давать им оценку), будет зависеть, какая получится история. Поэтому энциклопедисту важно подходить к выбору не предвзято, отстраненно, как бы с высоты времени. С данной энциклопедией просто — нужно брать всё.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    С данной энциклопедией просто — нужно брать всё.
    Да не всё просто с этой энциклопедией. Важно быть непредвзятым и толерантным специалистом. И просто так брать всё — не выйдет. При создании как раз энциклопедии нужно уметь отличать зёрна от плевел.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    С данной энциклопедией просто — нужно брать всё.
    Брать все значит создавать кашу из непонятной субстанции, где одно может дурно пахнуть, а другое цвести... Фильтры все же должны быть.
    Djodi пишет:
    Важно быть непредвзятым и толерантным специалистом.
    Вот именно об этом я и пишу уже не первый раз. Ну никак не получится быть непредвзятым, говоря о современниках. Всегда будут превалировать личные предпочтения.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Личные предпочтения убивают дух энциклопедии. Наверное, потому во многих издания просто не фигурируют современники: им сложно дать объективную оценку.
    • 0/0