Интервью
Цель наших экспедиций, проведённых в последние несколько лет, заключается в создании этноэнциклопедии чукотской культуры, довольно обширного труда, в который входят небольшие, но содержательные словарные статьи, размещённые по алфавиту. Каждая статья описывает какой-то из элементов чукотской культуры и касается самых разных сторон жизни и деятельности коренного населения Чукотки. В этноэнциклопедию также будут включены цитаты из проведённых интервью с жителями, чтобы пользователи смогли услышать голоса людей. При этом по формату вся информация систематизирована и удобна для поиска. Составление энциклопедического труда — задача не из лёгких. Требуется много времени и много людей для его создания. Поэтому мы привлекаем к работе над энциклопедией самих носителей культуры — коренных жителей, заинтересованных в сохранении своей культуры и традиций. На данный момент мы собрали около 150 словарных статей, которые до сих пор обновляются с каждой новой поездкой, так как в разных сёлах — разная информация.В 2021 году исследователь смогла посетить и собрать материал в двух населённых пунктах Чукотки. За всё время реализации проекта Анастасия Ярзуткина посетила 13 сёл из более 30 существующих. В этом году экспедиции будут продолжены. Особое внимание будет уделено изучению традиций морских зверобоев на побережной части Чукотки.Анастасия Ярзуткина, начальник НОЦ «Циркумполярная Чукотка» при Чукотском филиале СВФУ
Села отдалённые, зачастую завоз продуктов осуществляется раз в год. С одной стороны, у сельчан ограничены ресурсы потребления, с другой стороны, у них их значительно больше: мясо морзверя, оленина, дичь, рыба, растения и ягоды тундры. Мы фиксируем практики, как люди выживают в этих особых условиях, как приспосабливают свое хозяйство и изменяют и используют окружающие доступные им вещи. Стоит также отметить, что каждое село уникально: в каком-то практикуется зверобойный промысел, а в другом — оленеводство, охота и рыболовство. В прошлом году посетили село, где сохранилось традиционное собаководство. Наша задача — эти отличия, локальные варианты выявить.Во время полевых исследований антрополог заметила, что некоторые традиции переосмыслены. К примеру, яранга — традиционное жилище чукчей, сейчас используется не только в оленеводческих стойбищах, но и в самих сёлах в качестве объекта для привлечения интереса туристов, дачи, места отдыха или места приготовления пищи. Вариантов много.Анастасия Ярзуткина
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44) |
arthy написал:Ну я бы не был столь высокопарен. Все же, если уж говорить о временах Дежнева и последующих, то между русскими колонизаторами и чукчами, а также юкагирами было немало боевых столкновений. Вспомнить хотя бы боевые походы Чудинова и Павлуцкого, когда шло фактическое уничтожение этих народов. Да и потом как-то интересовали не ценности, а пушнина, моржовая и китовая кость и так далее. Да и сейчас всем, кроме энтузиастов, на них все равно. Даже в статье упоминается, что в некоторые села продукты привозятся раз в год.
Ещё со времен Дежнёва, впервые познакомившегося с этим народом, так сказать, официально, органы власти России были заинтересованы в полноценном сотрудничестве, которое невозможно без обмена культурными ценностями.
Константин Абров написал:Частенько заменяет снегоход? Вы точно юкагиров и чукчей с Романом Абрамовичем не перепутали? В статье четко и внятно пишется о том, что там людям продукты привозятся раз в год. А для снегохода нужно топливо, которого в этих селениях нет и не бывает. Так что такие вещи, как язык, просто умирают. И умирают потому, как кто-то в снегоходы у них верит.
Всегда восхищали северные народности, живущие там, где жизни быть не может. И уехать сейчас можно куда угодно, а они продолжают разводить оленей и охотиться на зверя. Да, уже не с копьями. И упряжку частенько заменяет снегоход. А с отжившими вещами беднеет язык. Это не остановить. Но еще можно записать голоса, легенды, лица. И есть кому. Нымэльэв (хорошо).