Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Проект «Этноэнциклопедия чукотской культуры» пополнился 150 статьями

Интервью

  • 18 января 2022
  • просмотров 2107
  • комментариев 6

Анастасия Ярзуткина

Начальник НОЦ «Циркумполярная Чукотка» при Чукотском филиале СВФУ Анастасия Ярзуткина. Фото: пресс-служба СВФУ/Светлана Павлова
Несколько лет начальник Научно-образовательного центра «Циркумполярная Чукотка» при Чукотском филиале Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (НОЦ «Циркумполярная Чукотка» при Чукотском филиале СВФУ) Анастасия Ярзуткина в команде с коллегами занимается реализацией исследовательского проекта по изучению культуры и быта коренных жителей национальных чукотских сёл. За всё время реализации научного проекта обследованы 13 сёл, а также составлены около 150 энциклопедических статей.
Цель наших экспедиций, проведённых в последние несколько лет, заключается в создании этноэнциклопедии чукотской культуры, довольно обширного труда, в который входят небольшие, но содержательные словарные статьи, размещённые по алфавиту. Каждая статья описывает какой-то из элементов чукотской культуры и касается самых разных сторон жизни и деятельности коренного населения Чукотки. В этноэнциклопедию также будут включены цитаты из проведённых интервью с жителями, чтобы пользователи смогли услышать голоса людей. При этом по формату вся информация систематизирована и удобна для поиска. Составление энциклопедического труда — задача не из лёгких. Требуется много времени и много людей для его создания. Поэтому мы привлекаем к работе над энциклопедией самих носителей культуры — коренных жителей, заинтересованных в сохранении своей культуры и традиций. На данный момент мы собрали около 150 словарных статей, которые до сих пор обновляются с каждой новой поездкой, так как в разных сёлах — разная информация.
Анастасия Ярзуткина, начальник НОЦ «Циркумполярная Чукотка» при Чукотском филиале СВФУ
В 2021 году исследователь смогла посетить и собрать материал в двух населённых пунктах Чукотки. За всё время реализации проекта Анастасия Ярзуткина посетила 13 сёл из более 30 существующих. В этом году экспедиции будут продолжены. Особое внимание будет уделено изучению традиций морских зверобоев на побережной части Чукотки.

Основные методы исследования — наблюдение и интервью. Исследователь опрашивает местное население на предмет традиций и обычаев, которые сохранились по сегодняшний день, а также уточняет историю населённого пункта. Села отдалённые, зачастую завоз продуктов осуществляется раз в год. С одной стороны, у сельчан ограничены ресурсы потребления, с другой стороны, у них их значительно больше: мясо морзверя, оленина, дичь, рыба, растения и ягоды тундры. Мы фиксируем практики, как люди выживают в этих особых условиях, как приспосабливают свое хозяйство и изменяют и используют окружающие доступные им вещи. Стоит также отметить, что каждое село уникально: в каком-то практикуется зверобойный промысел, а в другом — оленеводство, охота и рыболовство. В прошлом году посетили село, где сохранилось традиционное собаководство. Наша задача — эти отличия, локальные варианты выявить.
Анастасия Ярзуткина
Во время полевых исследований антрополог заметила, что некоторые традиции переосмыслены. К примеру, яранга — традиционное жилище чукчей, сейчас используется не только в оленеводческих стойбищах, но и в самих сёлах в качестве объекта для привлечения интереса туристов, дачи, места отдыха или места приготовления пищи. Вариантов много.

Подчеркнём, что проводимая работа позволит сохранить уникальную культуру населения Чукотки, зафиксировать элементы культуры прошлого и настоящего. В перспективе этноэнциклопедия может выйти и в цифровом варианте, что позволит моментально обновлять данные, добавлять мультимедийные страницы в области картографии, генеалогии, топонимики и других.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • СВФУ
  • Чукотка
  • Чукотский филиал СВФУ
  • народы России
  • планы
  • подведение итогов
  • регионы России
  • составление энциклопедии
  • чукотская культура
  • чукчи
  • энциклопедия
  • этнографические поездки
  • этнография
  • этнология
  • этноэнциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Евсеев И. [В.] Около 150 энциклопедических статей составлены за время полевых исследований ученого СВФУ на Чукотке/ [Интервьюер Иван Викторович Евсеев; Респондент Анастасия Алексеевна Ярзуткина]. — Текст: электронный// Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. — 2022. — 18 января. — URL: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=164963 (дата обращения: 04.04.2024).

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Удивительно, как такой быт смог сохраниться до наших дней, и ведь самое удивительное, что люди вполне себе довольны таким, достаточно первобытным уровнем жизни. Респект Анастасии Ярзуткиной, что исследует и рассказывает про это. Ну и еще статья понравилась тем, что я для себя узнал новое слово — циркумполярный. Никогда ранее не слышал.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Анастасия Ярзуткина, безусловно, проводит нелегкую, но вместе с тем интересную и важную работу. Ещё со времен Дежнёва, впервые познакомившегося с этим народом, так сказать, официально, органы власти России были заинтересованы в полноценном сотрудничестве, которое невозможно без обмена культурными ценностями. Поэтому обогащение этноэнциклопедии — это очередной шаг на пути к взаимопониманию народов.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Есть такой документальный фильм «Книга моря». Снимался длительное время, почти 5 лет. Автор собирал материал всю осознанную жизнь, плюс было 4 экспедиции на Чукотку. Спойлерить не хочу, кому тема интересна, рекомендую к просмотру. Но был момент, который помню до сих пор: заговорил эскимос, а за кадром сказали, что это наречие сейчас могут понять в мире буквально два десятка человек. Вот вам и современность.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    arthy написал:
    Ещё со времен Дежнёва, впервые познакомившегося с этим народом, так сказать, официально, органы власти России были заинтересованы в полноценном сотрудничестве, которое невозможно без обмена культурными ценностями.
    Ну я бы не был столь высокопарен. Все же, если уж говорить о временах Дежнева и последующих, то между русскими колонизаторами и чукчами, а также юкагирами было немало боевых столкновений. Вспомнить хотя бы боевые походы Чудинова и Павлуцкого, когда шло фактическое уничтожение этих народов. Да и потом как-то интересовали не ценности, а пушнина, моржовая и китовая кость и так далее. Да и сейчас всем, кроме энтузиастов, на них все равно. Даже в статье упоминается, что в некоторые села продукты привозятся раз в год.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Всегда восхищали северные народности, живущие там, где жизни быть не может. И уехать сейчас можно куда угодно, а они продолжают разводить оленей и охотиться на зверя. Да, уже не с копьями. И упряжку частенько заменяет снегоход. А с отжившими вещами беднеет язык. Это не остановить. Но еще можно записать голоса, легенды, лица. И есть кому. Нымэльэв (хорошо).
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров написал:
    Всегда восхищали северные народности, живущие там, где жизни быть не может. И уехать сейчас можно куда угодно, а они продолжают разводить оленей и охотиться на зверя. Да, уже не с копьями. И упряжку частенько заменяет снегоход. А с отжившими вещами беднеет язык. Это не остановить. Но еще можно записать голоса, легенды, лица. И есть кому. Нымэльэв (хорошо).
    Частенько заменяет снегоход? Вы точно юкагиров и чукчей с Романом Абрамовичем не перепутали? В статье четко и внятно пишется о том, что там людям продукты привозятся раз в год. А для снегохода нужно топливо, которого в этих селениях нет и не бывает. Так что такие вещи, как язык, просто умирают. И умирают потому, как кто-то в снегоходы у них верит.
    • 0/0