Рецензия
- 15 февраля 2022
- просмотров 1390
Добрые люди не знают,
как много времени и труда необходимо,
чтобы научиться читать.
Я затратил на это восемьдесят лет
и всё ещё не могу сказать, что достиг цели.
И. В. Гёте (1749—1832)
Чтение = Reading: энциклопедический словарь/ Российская академия наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Российская академия образования, Отделение образования и культуры, Научный совет по проблемам чтения РАО; [В. Я. Аскарова, Н. А. Борисенко, С. М. Бородин и др.]; Под ред. Ю. П. Мелентьевой; [Рецензенты: В. П. Дёмин, В. А. Лекторский]. — М.: Наука, 2021. — 438, [1] с., [4] л. цв. ил.: табл.; 25 см. — ISBN 978-5-6046447-1-3 (в пер.).
Этот длинный эпиграф к короткой рецензии вспомнился мне, когда я внимательно ознакомился с очень интересной книгой, вышедшей недавно под редакцией члена-корреспондента Российской академии образования
Ю. П. Мелентьевой (
Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.П. Мелентьевой. — М.: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. — 448 с.). Конечно, потенциальные читатели этой книги, а, может быть, и этой рецензии давно вышли из возраста, когда учатся читать «по складам». Но мысль великого немецкого поэта, писателя и естествоиспытателя, высказанная им в самом конце жизни, по-прежнему современна. Учиться читать — бесконечный процесс, который в каждом возрасте конкретного человека, на каждом этапе развития человечества открывается все новыми гранями.
Эта книга, разумеется, не букварь. Но она и не только «книга для взрослых». Она для всех, кто, научившись читать, хочет понять, что же такое чтение как творческий процесс, каким оно бывает и должно быть, как оно характеризуется в междисциплинарном научном поле. Это — научные работники, преподаватели, учителя, библиотекари, аспиранты, студенты, и все — здесь цитирую из аннотации книги, «кто видит в чтении «неоценимое сокровище» как для отдельного человека, так и для человечества в целом» [с. 4].
Как справедливо отмечается в «Предисловии», такое издание предпринято в России впервые. При этом прецеденты – в самом прямом значении этого слова, т.е. предшествующие события, конечно же, были. С 2004 года работал Отдел по проблемам чтения в Российской академии наук, а в 2010 году был создан Научный совет по проблемам чтения в Российской академии образования. Проведены многочисленные круглые столы и семинары, изданы доклады Научного совета.
1 Понятно, что этот научный багаж был хорошим фундаментом для создателей энциклопедического словаря.
Как обычно в словаре, статьи в книге расположены по алфавиту. Соответственно, это — не учебник, который предполагает расположение по частям, главам и так далее. Вместе с тем внимательное ознакомление со списком дефиниций (всего
371, С. 430-438) позволяет читателю составить и своего рода персонализированный самоучитель по предмету «чтение». Хотя, конечно, словарь, даже энциклопедический, есть прежде всего словарь, т.е. справочное издание.
Анализ содержания всех словарных статей невозможен и не нужен. Некоторые имеют принципиальное значение для понимания всей проблемы. Это, по сути, все статьи, начинающиеся со слова «чтение», особенно такие как «Чтение как феномен культуры», «Чтение как вид деятельности», «Чтение как технология» и др. Есть немало статей, которые, казалось бы, разъясняют то, что понятно с позиций здравого смысла, и раскрываются самим названием. Кстати, некоторые читатели из моего круга общения обратили на это внимание, хотя все без исключения высоко оценивали книгу и самую нужность ее появления. Зачем, отметил один, писать такую статью как «Материнское чтение», мамы всем читали вслух, все и так ясно. Первоначально, до чтения самой статьи мой ответ был очень простой и не затрагивающий содержания: тогда ведь в толковые словари не надо включать слова «стол» или «стул», их и так все знают. Но, прочитав статью, понял, что даже, казалось бы, за самым понятным названием могут быть и реально есть достаточно важные вещи. Так, читающий эту статью узнает о традициях материнского чтения в России, его особенностях и значении в современности. Сюда я бы отнес в качестве примеров и такие статьи как «Мирское чтение», «Монастырское чтение» и др. Названия вполне прозрачные, но не думаю, чтобы, опираясь на название, неспециалисты смогли бы четко рассказать об этих видах чтения. И, конечно, есть такие статьи, которые отражают достаточно новые явления и виды чтения. Примеров много, для краткости назовем «Читка», «Цифровое чтение», «Экзистенциальное чтение», «Элитарный читатель».
Книга была задумана как междисциплинарный справочник. Поэтому большой интерес представляют статьи, которые отражают понимание чтения в разных предметных областях. Таковы статьи «Психология чтения», «Психолингвистика чтения», «Социально-психологические характеристики читателя», «Философия чтения».
И, конечно, немало статей, которые просто любопытны и отражают как современность, так и давно прошедшие времена. Уверен, что без специальных исследовательских интересов многие просто из любопытства прочтут статьи «Запрещенное чтение», «Цензура чтения», «Факторы чтения».
Традиционно принято в рецензиях отмечать и недостатки. Отойду от этой традиции в смысле содержания книги. И отбор статей, и раскрытие смысла представляются мне вполне отвечающими замыслу авторов и характеру издания. Может быть, стоило бы дать просмотреть переводы названия статей читателям, для которых английский является родным языком. Это, кстати, помогло бы избавиться и от очень немногих опечаток (например, несуществующее английское слово «innovativ» вместо «innovative». Но вряд ли стоит спорить из-за одной буквы!
Полагаю, что читатели получили значимую, интересную и полезную книгу о чтении и — о себе!
Примечания
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Никандров Н. Д. Продолжим учиться читать!/ Н. Д. Никандров. — Текст: электронный// Культура: теория и практика. — 2021. — № 5-6 (44-45). — URL: http://theoryofculture.ru/issues/122/1491/ (дата обращения: 15.02.2022). — Рец. на кн.: Чтение = Reading: энциклопедический словарь/ Российская академия наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Российская академия образования, Отделение образования и культуры, Научный совет по проблемам чтения РАО; [В. Я. Аскарова, Н. А. Борисенко, С. М. Бородин и др.]; Под ред. Ю. П. Мелентьевой; [Рецензенты: В. П. Дёмин, В. А. Лекторский]. — М.: Наука, 2021. — 438, [1] с., [4] л. цв. ил.: табл.; 25 см. — ISBN 978-5-6046447-1-3 (в пер.).