Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве представили энциклопедический справочник «Русские православные храмы в Китае»

  • 30 мая 2022
  • просмотров 3394
  • комментариев 8
Логотип Дома русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве27 мая 2022 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве состоялась презентация энциклопедического справочника «Русские православные храмы в Китае», информируют сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Институт Наследия), веб-представительство Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) и другие СМИ.

С приветствием обратились директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Корнилий, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российский Федерации (МИД России) Алексей Евсиков и представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) Дмитрий Петровский. Такого свода по русским православным храмам Китая до этого момента не издавалось. Были отдельные исследования и книги, но они были посвящены конкретным храмам или нескольким из них. Сама тема русского православия в Китае в такой полноте, какая представлена в этой книге, представлена впервые.
Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына
Предстоятель РПСЦ Корнилий выразил благодарность за изучение и сохранение истории русского старообрядчества на китайской земле. Это корни, которые пустили наши старообрядцы по всему миру, иногда вынужденно. На них были гонения, которые удаляли их всё дальше и дальше от России: сначала Дальний Восток, затем Китай, потом Австралия, Бразилия и другие страны. Но первое, что строили наши соотечественники на новом месте — часовни, молельни, храмы, потому что это самое важное для любого православного человека. Я очень благодарен, что в этой книге присутствует обращение и к теме старообрядчества, для нас это очень важно.
Корнилий, предстоятель РПСЦ
Посол по особым поручениям МИД России Алексей Евсиков сообщил о планах по постепенному введению в культурно-исторический оборот сохранившихся храмов и других объектов. Мы занимаемся и вопросами сохранения русского культурно-исторического наследия. В настоящее время на финишную прямую выходит тема реставрации Храма Христа Спасителя в Шэньяне, на месте большого захоронения русских солдат в годы русско-японской войны. Рассчитываем, что после пандемийных ограничений мы сможем начать работы на месте собора и поклонного креста, установленных на месте Мукденского сражения. Эта книга является для нас очень практичным пособием, поскольку можно узнать, что и в каком виде сохранилось в Китае, и наметить на 10-20-30 лет план по постепенному восстановлению и введению в культурно-исторический оборот этих сооружений, особенно в районах северо-востока Китая, где проходила КВЖД и была большая концентрация русских и выходцев из России.
Алексей Евсиков, посол по особым поручениям МИД России
Автор предисловия к изданию Дмитрий Петровский отметил, что православное присутствие в Китае насчитывает более 300 лет. Находясь в Китае, священнослужители занимались пастырским попечением наших соотечественников и китайцев, которые хотели всем сердцем принять православную веру. Таким образом, и Китай узнавал Россию, и Россия узнавала Китай. Православные храмы были во многих районах Китая, что говорит о глубоком присутствии России в этой стране. Сохранять память об этом присутствии — наш долг.
Дмитрий Петровский, автор предисловия к энциклопедическому справочнику
Соавтор труда Александр Окороков обратил внимание на обилие биографий, что объясняется раскрытием темы во многом сквозь призму персоналий. Эта книга не только о храмах, эта книга и о людях: священниках, архитекторах и многих других. Читая их биографии, поражаешься, как они могли пережить все те трудности, с которыми они сталкивались в своей жизни. Дело не в том, что многие из них принимали участие в Первой мировой войне, эти люди «прошли огонь, воду и медные трубы», они видели смерть и несчастья, они прочувствовали, что есть добро и зло. С этим багажом и с этим пониманием они учили, проповедовали и творили. Каждый из создателей этой книги вложил в неё частичку и своей души.
Александр Окороков, соавтор энциклопедического справочника
В презентации также приняли участие настоятель Китайского подворья патриарха Московского и всея Руси (Китайское подворье) протоиерей Игорь Зуев, сотрудник секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеромонах Кирилл (в миру Перегудин), патриарший архидиакон Московского кафедрального соборного храма Христа Спасителя (ХСС) Константин Барган, директор Института Наследия Владимир Аристархов, почётный архитектор России, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ; Санкт-Петербург) Светлана Левошко, советник директора Института Наследия, заместитель руководителя Московского регионального отделения Императорского православного палестинского общества (МРО ИППО) Сергей Житенёв, заместитель директора Департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации Дмитрий Бабекин, российские дипломаты, историки и архитекторы, прихожане Китайского подворья.

Об издании

Энциклопедический справочник по русским православным храмам (включая старообрядческие), возведённым в XVII—XXI веках в Китае. Рассмотрены краткая история и архитектурные особенности 188 православных храмов, 11 монастырей и 7 старообрядческих храмов в более чем 120 населённых пунктах Китая.

Православные храмы строились по преимуществу в традициях русской архитектуры. Рост числа таких памятников русской духовной культуры в Китае в ХХ веке связан с трагическими страницами в жизни России. Китай предоставил приют сотням тысяч российских эмигрантов, покинувшим Отечество в годы политических настроений 1920-30-х годов.

Включает уникальные архивные фотографии, схемы, проектные чертежи, а также современные виды сохранившихся церковных зданий.

Авторы — заместитель директора, руководитель отдела материального наследия Института Наследия Александр Окороков и бакалавр (2019) Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (ИСАА МГУ) Маргарита Окорокова (кафедра международных экономических отношений).

Издан Институтом Наследия.
  • Теги
  • Дом русского зарубежья
  • Институт Наследия
  • Китай
  • архитектура храмов
  • биографии
  • восточное христианство
  • персоналии
  • православные храмы
  • презентация
  • русские православные храмы
  • русское православие
  • энциклопедический справочник

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Учитывая бурную историю Китая второй половины 20-го века, странно, что сохранилось так много храмов. Тем более православных и старообрядческих. Для меня в этой новости самым интересным было, что у РПЦ есть официальный «конкурент» — старообрядческая церковь. Не знал, что у староверов есть своя организационная структура. Предстоятель — это как патриарх? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Учитывая бурную историю Китая второй половины 20-го века, странно, что сохранилось так много храмов. Тем более православных и старообрядческих.
    А мне кажется, что приведенная цифра для огромного Китая с его огромным населением не такая уж и большая. При этом энциклопедический справочник интересен не только храмами, но и тем, что позволяет узнать, как, когда и по каким причинам россияне, так сказать, «осваивали» чужую страну.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Для меня в этой новости самым интересным было, что у РПЦ есть официальный «конкурент» — старообрядческая церковь. Не знал, что у староверов есть своя организационная структура. Предстоятель — это как патриарх?
    Как говорится, а чем они хуже? С улыбкой Хотя старообрядцев не так уж и много в России, но тем не менее, более 200 храмов в России у них есть и примерно столько же за рубежом. Да и паства тоже вполне себе весомая, более 2 млн человек и это только в России. Естественно, у них есть свой предстоятель и своя иерархия, хотя надо признать, евхаристического общения с другими церквями у них нет. А вот что касаемо энциклопедии, то думается мне, что издание очень даже... Интересно бы почитать.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Насколько мне известно, в начале прошлого века в Китае и Монголии активно уничтожались даже буддийские храмы, а политика Мао — разве не была даже жестче чем в СССР? Тогда надо полагать множество православных храмов более позднего периода. Судя по всему, нам предстоит ещё много узнать фактов о том трагическом времени.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Удивила эта новость, учитывая китайское прошлое, связанное с уничтожениями храмов. Но радует, что подобные памятники культуры и религии обрели своё место в энциклопедическом справочнике.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Китай — страна, где сосуществуют различные религии. Основные из них: традиционные китайские религии — даосизм и конфуцианство; буддизм, ислам, христианство — католичество, протестантство, православие.
    Но главная религия китайцев — материальное благополучие.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Алена Иванова пишет:
    Удивила эта новость, учитывая китайское прошлое, связанное с уничтожениями храмов.
    В Советском Союзе тоже храмы уничтожали, но зато с 1990-х годов стали строить новые. Да и многотомная Православная энциклопедия у нас вовсю продолжает издаваться. Так что в этом плане мы с китайцами чем-то похожи.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Если верить преданиям, христианство в Китае проповедовал ещё апостол Фома, но подтверждённая история христианства здесь начинается в VII веке – время правления династии Тан. Именно тогда в Китай прибыли проповедники – несториане. Первыми европейскими миссионерами в Китае считаются францисканцы — XII–XIVвека, а в XVI веке сюда прибыли иезуиты, они создали мощную церковную организацию, которая имела большое влияние при императорском дворе.
    Современная история православия в Китае начинается в конце XVII века: сюда были увезены пленные казаки крепости Албазин и вместе с ними священник Максим Леонтьев, и они основали русскую общину, а в 1712 году была создана Русская духовная миссия.
    В 1872 году в городе Кульджа был освящен первый храм – Храм Святителя Николая – для проживающих здесь русских людей.
    • 0/0