Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Страны, города, люди: Древний Восток в «Российской исторической энциклопедии»

Научная статья

  • 10 марта 2023
  • просмотров 1400
  • комментариев 6
Пример употребления алкоголя ханаанской элитой. Изображение на изделии из слоновой кости из Мегиддо. Фрагмент (XIII-XII вв. до н. э.)Сотрудники Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории Российской академии наук (ИВИ РАН) и работающие с ними одной командой коллеги ведут работу над статьями по истории и культуре Древнего Востока для «Российской исторической энциклопедии» (РИЭ).

Каждое из больших тематических направлений ставит при работе над энциклопедией нового поколения новые и сложные задачи, и наше не является исключением. Со времен изданий энциклопедий такого формата, как РИЭ, посвященных древнему Востоку, и отечественных, и зарубежных, прошли десятилетия. За это время накоплены важнейшие новые результаты прежде всего в области этнической истории и археологии (в том числе благодаря освоению огромного генетического материала и развитию лингвистики), исследователи вышли далеко за рамки, диктовавшиеся ранее ограниченным набором письменных источников, были открыты новые культуры.

Древняя история все больше предстает перед исследователями как череда сменяющихся и взаимодействующих друг с другом, «ойкумен» — мир-систем, включавших многие очаги цивилизации, охватывавших огромные пространства, расширявшихся и сужавшихся, проходящих сквозь кризисы и иногда крушения, пока, наконец, к рубежу эр не сложилась гигантская супер-ойкумена, охватившая почти все население Старого Света. Эта картина во многом не укладывается ни в привычное деление «Восток — Греция — Рим», ни в условное, восходящее по сути к европо- и элладоцентричности, конструирование некоего одного «Востока» из всех североафриканских и азиатских ареалов. То, что век назад из-за недостатка знаний могло казаться варварской периферией, смутным и неясным фоном для развития хорошо освещенных источниками центров цивилизации, предстало наряду с ними важными элементами одного многокрасочного мира.

Практически ушли в прошлое — и в мировой, и в отечественной науке — телеологические историософские схемы, стремившиеся подогнать историю любого общества к заранее принятой шкале универсального однолинейного развития и увидеть в ней отражения собственного исторического и культурного опыта; мало кто сейчас захочет видеть в реформе Эхнатона проявление «перехода от политеизма к монотеизму» (стоит вспомнить, что в религии Эхнатона было два подлежащих поклонению божества-«повелителя» — Атон и он сам, Эхнатон) или искать во всякой смуте проявление классовой борьбы, движущей социальный прогресс. Зато небывалого масштаба достигло изучение того, что лежит в фокусе внимания антропологии — история институтов, реалий общественной организации и жизни, права, механизмов воспроизведения и изменения культуры. Продолжают накапливаться и фактографические достижения — вплоть до того, что в прошлом году был по-настоящему открыт для науки, благодаря случайно найденным табличкам, один из важнейших языков Передней Азии, аморейский. Выявлено множество неизвестных ранее событий этнополитической истории.

Отражать новый уровень и объем научного знания в статьях, по необходимости очень ограниченных в объеме и в самом своем количестве — задача сложная, и решать ее можно только командой — в нее входят сотрудники не только ИВИ РАН, но и Московского государственного университета им М. В. Ломоносова (МГУ), Института стран Азии и Африки МГУ (ИСАА МГУ), Института востоковедения РАН (ИВ РАН), Института языкознания РАН (ИЯз РАН), других научных центров и структур. Уже разработка нового словника оказалась трудным делом, и коллеги достаточно эмоционально спорили о том, каким из их излюбленных исторических деятелей или государств предстоит пожертвовать, а что все же останется в энциклопедии. В итоге история Древнего Востока оказалась у нашей команды высоко персонализированной: в словник включены важнейшие этнополитические образования, крупнейшие центры, но особенно — исторические деятели, в статьи о которых мы стремимся включить сведения о социальных явлениях и процессах, разворачивавшихся во время их жизни.

Мы сделали выбор в пользу сокращения числа статей ради того, чтобы в них можно было включить детальную информацию, отсутствующую в большинстве текстов энциклопедических и обобщающих жанров и считающуюся принадлежностью узкоспециализированных изданий. Мы стремимся к тому, чтобы в статьях по наиболее сложным и малоизученным вопросам читатель мог получить информацию, которую не нашел бы никаким другим образом, если только он сам не является специалистом по теме статьи. Насколько оправдан этот выбор и насколько мы справимся с его реализацией — покажет результат нашей работы.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Древний Восток
  • Древний мир
  • ИВ РАН
  • ИВИ РАН
  • ИСАА МГУ
  • ИЯз РАН
  • МГУ
  • РИЭ
  • Российская историческая энциклопедия
  • биографии
  • всеобщая история
  • историография
  • историческая энциклопедия
  • критерии формирования словника
  • персоналии
  • подготовка энциклопедии
  • Библиографическое описание ссылки Немировский А. [А.] Страны, города, люди: Древний Восток в «Российской исторической энциклопедии»/ А. [А.] Немировский. — Текст: электронный// Институт всеобщей истории РАН. — 2023. — 10 марта. — URL: https://igh.ru/news/strany-goroda-ludi-drevnii-vostok-v-rossiiskoi-istoricheskoi-entsiklopedii?locale=ru (дата обращения: 12.05.2024).

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Сейчас много новых исследований у наших китайских коллег: археология с поддержкой государства расцвела, думаю, оттуда будет много актуальной информации. А когда-нибудь таки раскопают мавзолей Цинь Шихуанди, и это обещает стать прорывом в понимании древнего Китая, ждем! Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Со студенческих лет (как же это давно было) меня смущало освещение истории Востока в исторической литературе. Уже позднее, изучая марксизм, я соприкоснулся с тем, что восприятие Востока в западной обществоведческой мысли происходило, если так можно сказать, по «остаточному» принципу. То есть: детально исследовалась история Запада, которая выводилась от древних греков, обогащалась опытом древних римлян и плавно эволюционировала в европейское средневековье, а из него в Ренессанс и Новое время ну, и далее по списку, как говорится. «Остаточность» заключалась в том, что все остальное, весь иной опыт обобщался как «азиатский» или «восточный». Взять хотя бы то, как до сих пор юристов учат тому, как возникла государственность (история государства и права). Лишь с формированием мир-системного подхода, а еще раньше – школы анналов во Франции мир получил альтернативную, не европоориентированную точку зрения. Хотя сказать, что получил – это сильно сказано. Скорее, был заложен фундамент для развития иного подхода к истории человечества. И меня лично очень радует то обстоятельство, что статьи по истории и культуре Востока в Российской исторической энциклопедии собираются представить нам Восток не как периферию Запада, как нечто отстающее от него, а как иной мир, со своими центрами и своими перифериями. На мой взгляд, за этим будущее исторической науки. На этой основе она (историческая наука) неминуемо должна «перезагрузиться».
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Дмитрий Алексеев пишет:
    А когда-нибудь таки раскопают мавзолей Цинь Шихуанди
    А его закопали снова? Ну просто потому, что раскопать можно только то, что закопано. А мавзолей Цинь Шихуанди раскопали, и не вскрытой остается только лишь гробница. Но изучение там идет очень активное. Другое дело, будут ли китайцы делиться информацией? Это очень скрытная нация, и весь мир их не особо интересует.
    Сергей Козетульский пишет:
    То есть: детально исследовалась история Запада, которая выводилась от древних греков, обогащалась опытом древних римлян и плавно эволюционировала в европейское средневековье, а из него в Ренессанс и Новое время ну, и далее по списку, как говорится.
    Вопрос принадлежности к той или иной исторической группе, как ни крути, но тоже имеет значение. В азиатских исторических школах не так уж и много уделяют внимания развитию и становлению Старого Света. Так что эта однобокость имеет место быть со всех сторон. Да и Азии в европейской исторической науке тоже уделяется определенное внимание. Изучения Месопотамии (в частности и шумерской цивилизации) имеет место быть. А какой простор для историков открывается не только в Азии, а в той же самой Латинской Америке? И тут тоже европейская школа пытается что-то делать для изучения. Например, все тот же язык майя, как ни крути, но смог расшифровать русский историк и лингвист Юрий Валентинович Кнорозов. Как минимум это говорит о том, что историческая наука не замыкается только на истории европейского континента.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Дмитрий Алексеев пишет:
    А когда-нибудь таки раскопают мавзолей Цинь Шихуанди
    А его закопали снова? Ну просто потому, что раскопать можно только то, что закопано. А мавзолей Цинь Шихуанди раскопали, и не вскрытой остается только лишь гробница. Но изучение там идет очень активное. Другое дело, будут ли китайцы делиться информацией? Это очень скрытная нация, и весь мир их не особо интересует.
    Ну да, изучение там идет активное, несколько десятилетий уже и до сих пор не закончилось. То есть раскопки еще идут, я это имел в виду. И потенциально там можно найти еще много интересного, особенно в гробнице. Ее пока вроде только как-то просканировать пытаются.
    Ну а по поводу скрытности не сказал бы. Да, на себе зациклены, но не скрытничают. Тут, скорее, проблема в том, что любят преувеличивать.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сам являюсь историком. Поэтому Древний Восток мне интересен еще со студенческих времен. Хотелось бы узнать что-то новое о первых относительно крупных поселениях эпохи неолита, созданных человечеством. Речь идёт о Чатал-Гуюке и Гёбекли-Тепе. Именно они достигли настолько высокого уровня развития, который помог им превратится из небольших поселений в первые протогорода на планете. Интересно, какая новая информация о них появится в энциклопедии?
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Хотелось бы знать, входят ли в состав творческого коллектива создателей данного энциклопедического издания сотрудники Института восточных рукописей РАН. Их многолетняя работа по исследованию, в частности, истории Монголии и Южной Месопотамии однозначно получила высочайшую оценку и признание в научном сообществе. Их труды могли бы внести свой значимый вклад в разработку этой энциклопедии.
    • 0/0