Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Своевременная энциклопедия или пример нужной и своевременной разработки вопросов становления и развития национальных культур народов России

Об «Энциклопедии музыкально-театрального искусства Чувашии»

Рецензия

  • 16 мая 2023
  • просмотров 822
  • комментариев 4
Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии/ [Ю. В. Васильев; Науч. ред. Л. И. Бушуева; Ред. изд-ва О. Л. Федорова; Худож. Д. В. Литаврин]. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2022. — 384 с.: ил.; 25 см. — Указ. произведений с чуваш. назв.: С. 365-366. — Указ. имен: С. 367-378. — 500 экз. — ISBN 978-5-7670-3144-3 (в пер.).
Дизайн лицевой стороны переплёта «Энциклопедии музыкально-театрального искусства Чувашии» (2022)Количество печатной продукции, издаваемой в бумажном виде, неуклонно снижается год от года, месяц от месяца, и не заметить это явление невозможно. Причина его понятна: книги, журналы и газеты переходят, кто раньше, кто позже, в виртуальное пространство, и доходят до своего потребителя через глобальные сети моментально, и в максимально удобной для потребителя форме.

Особенно отразилась эта тенденция на справочной литературе, — словарях, справочниках и энциклопедиях. В самом деле, гораздо быстрее, с наименьшей затратой усилий можно отыскать нужные сведения в многочисленных вопросниках справочных служб Всемирной Паутины.

Учитывая все вышесказанное, можно по достоинству оценить вышедшую в Чебоксарах, прекрасно изданную Чувашским книжным издательством «Энциклопедию музыкально-театрального искусства Чувашии», ставшую событием в культурной жизни этой приволжской автономной республики.

Созданию «Энциклопедии» ее автор Юрий Васильевич Васильев отдал не один десяток лет. Истинный подвижник национального искусства, он был одним из создателей и многолетним Художественным руководителем Чувашского Ансамбля песни и танца, выпустил десятки его программ, объездил с гастролями всю страну. И, главное, многие годы был страстным меломаном, поклонником музыкального театра в Чебоксарах, пристрастным наблюдателем его непростой жизни, побед и поражений, становления национальных спектаклей всех жанров, их авторов и артистов. И не оставил втуне плоды своих наблюдений, а воплотил их в увесистый том подробнейшей «Энциклопедии музыкально-театрального искусства Чувашии». Причем выполнил эту сложную и трудоемкую работу в одиночку, тогда как обычно над подобным изданием трудится целая бригада сотрудников.

Содержание «Энциклопедии» обширное и разностороннее. Кроме подробной и пунктуальной персоналии, составившей большую часть книги, в ней дан подробный отчет о гастролях театра за время существования этого коллектива, причем не только с точными датами и географией поездок, но и с их репертуаром. В этом разделе обращает на себя внимание количество национальных произведений. В основном, конечно, это немудрящие чувашские водевили пера местных музыкантов. Но гастрольные поездки театра по республике, без сомнения, подготовили зрителей «глубинки» к восприятию сложных оперных произведений, а выросшие кадры профессиональных композиторов стали предлагать своему театру серьезные оперы, ставшие основой национального репертуара. Некоторые из них ставились неоднократно и сохранялись на сцене десятки лет. О них и о их создателях даны подробные статьи в рецензируемом издании. Композиторов Григория Хирбю с оперой «Нарспи», Ансима Асламаса с операми «Сеспель» и «Иван Яковлев», Федора Васильева, автора оперы «Шывармань», Александра Васильева, автора оперы «Чакка», узнали и полюбили зрители во время успешной и многолетней демонстрации спектаклей на стационаре и в ходе гастрольных поездок театра.

Большое внимание уделено в «Энциклопедии» режиссерам, артистам и художникам Чувашского музыкального, а теперь — Театра оперы и балета. В этом разделе заметна статья о первом главном режиссере, создателе театра Борисе Маркове, из первого выпуска музыкальных режиссеров ГИТИСа курса Леонида Васильевича Баратова. Борис Марков ставил спектакли во многих театрах, был Начальником Управления музыкальных театров РСФСР, но главной его заслугой, делом жизни стало создание в Чебоксарах национального музыкального театра.

Неоспоримым достоинством «Энциклопедии» является ее полнота: все, без исключения (!), авторы, режиссеры, художники и исполнители всех (!) спектаклей музыкального театра Чувашии от его возникновения до последнего времени, раскрыты на страницах книги в статьях, подробных или более лаконичных, но всегда строго аргументированных.

Удобным подспорьем для читателей являются приложения к нему, а именно: список всех произведений, указанных в словаре, также — отдельно оперных партий. Прилагается и перечень произведений с чувашскими названиями. Завершает словарь подробнейший список имен фигурантов «Энциклопедии».

Что касается недостатков этого поистине скрупулезного труда, то они, как это часто бывает, суть продолжение его достоинств, а именно — излишняя пунктуальность в отборе некоторых персонажей, незаметно мелькнувших на долгом пути театра. Кроме того, вряд ли стоило тратить место на изложение краткого содержания хрестоматийных оперных произведений, вроде «Евгения Онегина» или «Ромео и Джульетта».

«Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии», созданная подвижническим трудом Юрия Васильева, — пример нужной и своевременной разработки вопросов становления и развития национальных культур народов России.
  • Теги
  • Чувашия
  • Чувашское книжное издательство
  • биографии
  • деятели искусства
  • краеведение
  • музыкальная комедия
  • музыкальная сказка
  • музыкальные жанры
  • музыкальные постановки
  • мюзикл
  • опера
  • оперетта
  • персоналии
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • Библиографическое описание ссылки Спектор Г. [В.] Своевременная энциклопедия: в Чебоксарах вышла Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии: [рец.]/ Григорий [Владимирович] Спектор. — Текст: электронный// Музыкальная жизнь. — 2023. — 16 мая. — URL: https://muzlifemagazine.ru/svoevremennaya-yenciklopediya/ (дата обращения: 24.11.2024). — Рец. на кн.: Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии/ [Ю. В. Васильев; Науч. ред. Л. И. Бушуева; Ред. изд-ва О. Л. Федорова; Худож. Д. В. Литаврин]. — Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2022. — 384 с.: ил.; 25 см. — Указ. произведений с чувашскими названиями: С. 365-366. — Указ. имен: С. 367-378. — 500 экз. — ISBN 978-5-7670-3144-3 (в пер.).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Замечательная энциклопедия. Безусловно, становление и развитие национальных культур народов связано с подготовкой специалистов, но оно сегодня очень дорого. Например, в Чувашском государственном институте культуры и искусства обучение основам специальности «Музыкально-театральное искусство» неподъемно для провинциального школьника  (более 100 т. р. год). Хотелось бы, чтобы талантливые дети из «глубинки» обучались по квоте либо на «бюджете».
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лидия Юрьева написала:
    Замечательная энциклопедия. Безусловно, становление и развитие национальных культур народов связано с подготовкой специалистов, но оно сегодня очень дорого.
    Как обычно, уважаемая Лидия, я с вами буду спорить. Да никак не влияет подобная энциклопедия, не влияет на развитие национальной культуры. Максимум, что опосредованно. На развитие национальной культуры влияет изучение национального языка. Язык — носитель культуры. Остальное — просто шелуха. Да, сейчас внедрение чувашского языка есть в школе, но это три часа в неделю и как не основной. Русский — пять часов в неделю. Для паритета как бы уравнять не помешало бы. Да и так ли важная национальность в культуре? В фольклоре — да. Но это только сегмент культуры. Сама же она больше, многограннее. Да и национальности не имеет. Национальность важна в фольклоре, и его надо сохранять, но не более того. И обучение специалистов по культуре тоже мало что дает для национальной культуры. Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    На развитие национальных культур подобные энциклопедии, на мой взгляд, действительно не влияют. Я, например, плохо представляю молодого человека, который, пролистав такую энциклопедию, вдохновится и захочет получить образование в этой сфере. Все-таки роль таких книг не в развитии, а в сохранении информации. Если не сохранять информацию ни в каком виде, то лет через сто всех упомянутых режиссеров, композиторов и других региональных деятелей искусств просто забудут.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина написала:
    Если не сохранять информацию ни в каком виде, то лет через сто всех упомянутых режиссеров, композиторов и других региональных деятелей искусств просто забудут.
    Ну вот видите, вы уже отошли от тезиса про развитие и становление. Да не надо никакую культуру развивать и «ставить». Ее важно сохранять, с чем вы и согласны. В данном случае энциклопедия выполняет исключительно форму летописи. И вроде культурный вклад ее никакой, но для истории — галочка. А работники культуры — это ни о чем в нынешних реалиях. Их максимум — это ведение кружка танцев, где девчушки в кокошниках, а мальчишки в шароварах и сапожках вытанцовывают «ай-лю-ли». Широкая улыбка Широкая улыбка Широкая улыбка
    • 0/0