Об «Энциклопедии музыкально-театрального искусства Чувашии»
Рецензия
- 16 мая 2023
- просмотров 773
Количество печатной продукции, издаваемой в бумажном виде, неуклонно снижается год от года, месяц от месяца, и не заметить это явление невозможно. Причина его понятна: книги, журналы и газеты переходят, кто раньше, кто позже, в виртуальное пространство, и доходят до своего потребителя через глобальные сети моментально, и в максимально удобной для потребителя форме.
Особенно отразилась эта тенденция на справочной литературе, — словарях, справочниках и энциклопедиях. В самом деле, гораздо быстрее, с наименьшей затратой усилий можно отыскать нужные сведения в многочисленных вопросниках справочных служб Всемирной Паутины.
Учитывая все вышесказанное, можно по достоинству оценить вышедшую в Чебоксарах, прекрасно изданную Чувашским книжным издательством «
Энциклопедию музыкально-театрального искусства Чувашии», ставшую событием в культурной жизни этой приволжской автономной республики.
Созданию «Энциклопедии» ее автор
Юрий Васильевич Васильев отдал
не один десяток лет. Истинный подвижник национального искусства, он был
одним из создателей и многолетним Художественным руководителем Чувашского Ансамбля песни и танца, выпустил
десятки его программ, объездил с гастролями всю страну. И, главное, многие годы был страстным меломаном, поклонником музыкального театра в Чебоксарах, пристрастным наблюдателем его непростой жизни, побед и поражений, становления национальных спектаклей всех жанров, их авторов и артистов. И не оставил втуне плоды своих наблюдений, а воплотил их в увесистый том подробнейшей «Энциклопедии музыкально-театрального искусства Чувашии». Причем выполнил эту сложную и трудоемкую работу в одиночку, тогда как обычно над подобным изданием трудится целая бригада сотрудников.
Содержание «Энциклопедии» обширное и разностороннее. Кроме подробной и пунктуальной персоналии, составившей большую часть книги, в ней дан подробный отчет о гастролях театра за время существования этого коллектива, причем не только с точными датами и географией поездок, но и с их репертуаром. В этом разделе обращает на себя внимание количество национальных произведений. В основном, конечно, это немудрящие чувашские водевили пера местных музыкантов. Но гастрольные поездки театра по республике, без сомнения, подготовили зрителей «глубинки» к восприятию сложных оперных произведений, а выросшие кадры профессиональных композиторов стали предлагать своему театру серьезные оперы, ставшие основой национального репертуара. Некоторые из них ставились неоднократно и сохранялись на сцене
десятки лет. О них и о их создателях даны подробные статьи в рецензируемом издании. Композиторов
Григория Хирбю с оперой «Нарспи»,
Ансима Асламаса с операми «Сеспель» и «Иван Яковлев»,
Федора Васильева, автора оперы «Шывармань»,
Александра Васильева, автора оперы «Чакка», узнали и полюбили зрители во время успешной и многолетней демонстрации спектаклей на стационаре и в ходе гастрольных поездок театра.
Большое внимание уделено в «Энциклопедии» режиссерам, артистам и художникам Чувашского музыкального, а теперь — Театра оперы и балета. В этом разделе заметна статья о первом главном режиссере, создателе театра
Борисе Маркове, из первого выпуска музыкальных режиссеров ГИТИСа курса
Леонида Васильевича Баратова. Борис Марков ставил спектакли во многих театрах, был Начальником Управления музыкальных театров РСФСР, но главной его заслугой, делом жизни стало создание в Чебоксарах национального музыкального театра.
Неоспоримым достоинством «Энциклопедии» является ее полнота: все, без исключения (!), авторы, режиссеры, художники и исполнители всех (!) спектаклей музыкального театра Чувашии от его возникновения до последнего времени, раскрыты на страницах книги в статьях, подробных или более лаконичных, но всегда строго аргументированных.
Удобным подспорьем для читателей являются приложения к нему, а именно: список всех произведений, указанных в словаре, также — отдельно оперных партий. Прилагается и перечень произведений с чувашскими названиями. Завершает словарь подробнейший список имен фигурантов «Энциклопедии».
Что касается недостатков этого поистине скрупулезного труда, то они, как это часто бывает, суть продолжение его достоинств, а именно — излишняя пунктуальность в отборе некоторых персонажей, незаметно мелькнувших на долгом пути театра. Кроме того, вряд ли стоило тратить место на изложение краткого содержания хрестоматийных оперных произведений, вроде «Евгения Онегина» или «Ромео и Джульетта».
«Энциклопедия музыкально-театрального искусства Чувашии», созданная подвижническим трудом Юрия Васильева, — пример нужной и своевременной разработки вопросов становления и развития национальных культур народов России.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи