Интервью
- 9 марта 2022
- просмотров 573
Мир энциклопедий. Стенограмма и видео записи программы «Утро России — Тамбов» телеканала «Вести/Тамбов» (ГТРК «Тамбов») от 9 марта 2022 года.
— Доброе утро, меня зовут Ирина Соцкая, и этот день мы встречаем с Алексеем Юрьевичем Ильиным. Доброе утро! — Доброе утро!
Справка
Алексей Ильин. Главный научный редактор
2-го издания «Тамбовской энциклопедии». Общественный деятель, историк, доктор исторических наук, профессор. Почётный работник высшего профессионального образования России. Автор более
100 научных работ. Почти
20 лет руководил Тамбовом. Среди многочисленных наград награда за заслуги перед Тамбовской областью.
— Алексей Юрьевич, рада приветствовать вас в нашей студии и благодарна, что нашли время нас посетить. И, конечно, не просто так сегодня на нашем столе лежит «Тамбовская энциклопедия», хочется поговорить о ней. Во-первых, вы руководите сборником этим, собираете информацию. По какому принципу вы её собираете? — Ну, вы знаете, вопрос такой, он и короткий, с коротким ответом и с длинным. Сначала, что такое я «руковожу»? Я ничем не руковожу. Там большая группа людей, очень профессиональных, серьёзных, ответственных, глубоко знающих каждый ту отрасль, которой он занимается. И в этом смысле понятие «руководить» к ним меньше всего относится. Хотя логичный вопрос. Задача главного научного редактора заключается в несколько других вещах. Во-первых, всё, уж не буду лекцию длинную читать, но во-первых, энциклопедия — это
один из видов справочников, скажем так, справочник высшей категории. А как к любому справочнику к ней существуют объективные, формальные, очень жёсткие профессиональные требования, то есть текст должен отвечать определённым требованиям, это не беллетристика. Форматирование этого материала должно соответствовать определённым критериям. Иллюстративно-информационный материал должен соответствовать определённым критериям. То есть когда ты видишь... и так далее, и тому подобное, много чего... Когда ты видишь готовую книжку, кажется, что... ну, любая книга, которую ты держишь в руках, кажется, что это, собственно говоря, вещь, не требующая особых затрат.
— Ну, собрали и собрали, да? Многие так думают... — Да, собрали, сам термин у вас хороший «собрали». Вот он не очень тоже опять подходит — «собрали». Собрали — это как ягоды в лесу собрали, они вызрели. А тут надо ещё позаботиться, чтобы ягода вызрела, её сложить в лукошко, проверить, уметь её подать и так далее.
— Безусловно, конечно. — И так далее, и тому подобное. Поэтому эта работа большая, связанная с форматированием. Ведь сначала надо определиться, как минимум какой материал должен туда попасть. Может быть и совершенно безграничный и бескрайний. Можно и упростить, если вести речь о какой-то тематической подаче. А потом начинается, уже после этого форматирования, скажем так, структурного, содержательного, начинается непосредственная конкретная работа над материалом. Это сложно объяснить на пальцах. Могу сказать только одно, что вот над всем этим, что введено в
тысячу семнадцать, по-моему, страниц, если память не изменяет, коллектив в количестве
тридцати редакторов вместе со мной и
трёхсот с лишним авторов работал
три года. Ну и работали очень плотно. Очень плотно, не разгибаясь, скажем так.
— По какому принципу подбирали как раз коллектив? — Ну, на самом деле, проблем в этом смысле нет. У нас большое количество в регионе людей, в большей или меньшей степени занимающихся в узкой специализации какими-то вещами. У нас очень приличный, скажем так, костяк многолетних историков, занимающихся тамбовским краеведением. У нас специалисты. Ну, это прежде всего, конечно, люди, связанные с научной деятельностью. Не всегда, но прежде всего с научной деятельностью. Люди, связанные с вузовской работой. Основной творческий коллектив — это прежде всего преподаватели Державинского университета, Технического университета, Мичуринского аграрного университета, Рахманиновского института, хотя только
четырьмя этими вузами, конечно, круг участников не исчерпывался. Есть проблемы, по которым привлекались сторонние специалисты.
— Например? — Первое, что мне в память сейчас приходит — пласт информации, связанный с историей сектантства на Тамбовщине, а это очень большая, интересная, многослойная, разнообъёмная тема. У нас есть, конечно, те, кто в том числе из преподавателей Тамбовской духовной семинарии к этой теме некоторое касательство имел, но на самом деле основной объём информации, если вы посмотрите (для тех, кто интересуется прежде всего), всё, что сказано: ведь Тамбовская губерния XIX — начала XX века — период, скажем так, расцвет сектантства. Не открою большого секрета и для вас: вот остатки, осколки этих сект, они и сегодня существуют. Они вписываются в действующее законодательство о свободе совести и вероисповедания. Это не то, что было в период, так сказать, бурного расцвета. То есть весь набор классических сектантских групп в Тамбовской губернии конца XIX — начала XX века, информация от профессионалов, делал Институт этнографии Академии наук. Делал не на пустом месте: в своё время в 80-е, в 90-е годы были целые экспедиции. Есть всероссийского масштаба специалисты на эту тему. Этот материал представлен очень солидно. Ну вот, наверное, самый такой яркий пример.
— Почти четыре тысячи экземпляров разлетелись и по библиотекам, и, наверное, по частным в том числе. — Конечно.
— Ну как вы считаете, это достаточное количество? Или всё-таки стоит еще доиздать? — Ну, смотрите, тут есть один нюанс... По понятным причинам отношение к печатной книге у части наших соотечественников, земляков, оно иное, чем было
20-30-40 лет назад. Понятно, о чём веду речь. С учётом сегодня огромных информационных ресурсов, актуализируемых регулярно. Интернет, Википедия, справочные материалы любого рода и вида и так далее и тому подобное... У кого-то может логично возникать вопрос, а зачем тогда нужны какие-то вот ещё толстые книжки, на которые тратить деньги?
— Ещё и деньги, конечно, потому что на сегодняшний день книги — не дешёвая история. — Да, да, да. Ну, вы понимаете, печатная информация, справочная даже, она обладает индивидуальными специфическими свойствами, которые не заменит информационный ресурс электронный. Ну, начнём с того, что книга — это ещё и произведение искусства. Не знаю, как вы, но для меня, если, может, я уже выгляжу несколько архаично, но при всём том, что достаточно продвинут в этих вещах, на себе просто рассказываю, но для меня большее удовольствие физическое, эстетическое, не знаю, обонятельное, осязательное, какое угодно...
— Безусловно. — ...читать книгу, потому что ты как-то живёшь вместе с ней. Особенно тот же самый художественный роман, беллетристика, не знаю, кто там что читает. Ну, это, скажем так, эстетическая часть.
Второй аспект, ведь он заключается в том, что справочник, он сам по себе источник. Есть у историков такая терминология — «источник информации». Не только источник информации, но как зафиксированный объём знаний на определённый момент. Вот сложившийся на начало XX века. Многое поменяется. Электронная версия, а ведь есть же параллельно
электронная версия этой энциклопедии, она будет обновляться, она сегодня уже обновляется. Но это, если хотите, ну так сформулируем это выражение: это зафиксированная, законсервированная история Тамбовской области по состоянию на 1 января 2018 года. Вот когда-то вдруг кому-то потребуется через какое-то время понять, узнать о чём... в части экономических, политических, каких угодно процессов. Это всё здесь отложилось, а в электронной версии этого уже не будет.
— То есть всё будет обновляться. И как раз по поводу электронной версии... Кто сейчас над ней работает? Коль уж она действительно обновляется, пусть не каждый день, естественно, но тем не менее... — Да можно сказать, что всё те же самые люди. Понятно, что есть какое-то движение, обновление: одни приходят, другие уходят. Я не могу сказать, что это такой фонтанирующий процесс, бьющий, как сахалинские сопки. Но у нас постоянно идёт объём предложений, поступает с предложениями, с поправками. Это вполне естественно, потому что то, что люди делают, идеально не может быть. Есть какие-то погрешности, есть ошибки. Совершенно откровенно об этом говорю. Кого-то забыли, кого-то упустили — тоже вполне естественно. Появляются какие-то уточняющие моменты. Поэтому такой он неспешный, потом это же требует перепроверки, это требует анализа, это требует размышлений. Спешка, она хороша только в
одном деле, здесь, так сказать, она совершенно ни к чему.
Есть объём информации, не принципиальный, но тем не менее есть, который мы не разворачивали широко в бумажной версии, в первой версии электронной, над ним надо более основательно работать. Основной объём авторов, собирается редколлегия, научный совет, и, собственно говоря, обсуждаем: есть смысл, нет — вписывается это в систему критериев справочника энциклопедического или не вписывается. Везде какие-то свои представления, свои амбиции даже, где-то свои обиды, потому что в некотором смысле это вполне естественно. Для кого-то, ну все мы люди, для кого-то присутствие в тексте энциклопедии является некоторой наградой и фиксацией каких-то заслуг.
— А почему нет? Тоже имеет место быть. — Ну, система критериев для этого должна быть максимально формализована, чтобы не переходить в какой-то субъективизм по принципу нравится-не нравится.
— Обращаются люди с возмущениями, может быть, недовольством каким-то? — Ну, нет, это так, наверное, не формулируется. Хотя бывают какие-то случаи, ну, бывали такие случаи, когда, ну, скажем так, недовольство, а почему нет. Ну, понимаете, мы же ведь не инстанция для рассмотрения персональных дел. Так это сформулируем. Понимаете, о чём речь. Ну, коллективный орган считает, что при рассмотрении... И это некорректно — переводить в какую-то плоскость: вот вы нам не подходите, потому что у вас там чего-то не хватает. Поэтому я думаю, что все эти разговоры и обсуждения следует,.. и мы стараемся ограничивать вот такой очень сжатой формулой: «Редакционный совет не считает возможным разместить этот материал». Это самый корректный ответ.
— Ну, есть всё-таки у нас возможность немножко перенестись из нашей студии и познакомиться с человеком, который попал в энциклопедию. Давайте посмотрим.Сюжет
— Мы находимся в Музейно-выставочном центре Тамбовской области. Его по праву называют главным военным музеем региона. Оказались мы здесь не случайно: руководит им заслуженный работник культуры, почётный гражданин Тамбова Игорь Алексеевич Николаев. Один из авторов статей «Тамбовской энциклопедии». — Историю надо знать и любить, потому что...
...она не терпит суесловья,
Горька её народная судьба,
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.1
Игорь Николаев без преувеличения уникальная личность. Кажется, он знает всё и обо всём. Недавно установил личный рекорд. Читал стихи по памяти без остановки 2 часа 27 минут. Улыбаясь, признаётся, прервался, потому что сел голос. В Тамбов приехал из Белгородской области поступать в училище связи. В 10-м классе увлёкся авиацией и радиолокацией.
— Тогда это было ново, тогда это было необыкновенно интересно, и радиолокация меня настолько увлекла, что моё окончательное и бесповоротное решение,.. несмотря на то, что родители другую мне пророчили жизнь, я выбрал военное училище.
После выпускного получил предложение остаться. Службе посвятил 34 года. Прошёл путь от курсанта до полковника. После увольнения в 1989 году Игорь Николаев возглавил небольшой музей истории в родном училище и смог превратить его в музейный комплекс, получивший статус филиала Центрального музея Вооружённых Сил, который объединил 18 залов и тысячи экспонатов. Сегодня они часть огромной коллекции МВЦ, собранной Игорем Алексеевичем.
Если пройти по экспозиции нашего музейного выставочного центра, в зале, посвящённом космосу, в зале о Победе, о Великой Отечественной войне, то люди, фотографии, лица — это люди, с которыми он был знаком. Елена Чурикова, научный сотрудник Музейно-выставочного центра Тамбовской области
Экспозиция о космосе, например, появилась после встречи с Юрием Гагариным. Познакомиться лично руководителю МВЦ довелось и с выдающимися военачальниками и общественными деятелями. Как сказал сам Игорь Николаев, под крышей музея тысячи человеческих судеб, и важно, что каждая из них может стать путеводной для наших детей и молодёжи.
Елена Ходанович, Владимир Поддячий, Андрей Толстов специально для «Утра России — Тамбов»
— Это «Утро России — Тамбов». Мы продолжаем. Напомню, сегодня у меня в гостях Алексей Юрьевич Ильин. Еще раз доброе утро! — Доброе утро!
— Мы познакомились с «Тамбовской энциклопедией», но я знаю точно, что есть ещё планы создать «Энциклопедию Тамбовской митрополии». Вот что это будет? — Объясню... Вы произнесли, по-моему, где-то уже в самом начале о том, что... Ведь откуда родилась идея вообще «Тамбовской энциклопедии». Напомню, что первая, очень удачная, кстати, попытка, но это в контексте российской тенденции (появились возможности финансовые, меньше ограничений возникло) — огромный массив энциклопедического материала регионального начал создаваться в начале XXI века. Плюс-минус год-два-три.
Первая «Тамбовская энциклопедия», первое издание было издано в 2004 году. Она была в
два раза меньше, не такая по полиграфии, как сейчас. Это был первый опыт. Но к нему меньше всего применима известная русская поговорка «первый блин комом». Хорошая, солидная, серьёзная. Проходит время, набирается опыт, выстраиваются отношения в этой сфере. Вторая уже вот эта, она в два раза больше и по объёму, и по количеству статей, и по тексту, и так далее и тому подобное. Поэтому инициатива-то она пошла как раз от тамбовского научного сообщества, от тех, кто занимался в том числе и первой энциклопедией, от вузовских преподавателей, не только от них, но и от научного сообщества. Понятно, что это такое. И оно, предложение, не заключалось только в том, чтобы переиздать, освежить, добавить, обновить. Заключалось в том, уже мыслилось, как идея создания постоянно действующего информационно-аналитического ресурсного центра, который... Электронную энциклопедию, её же кто-то должен обслуживать...
— Конечно, и обновлять, пополнять. — Обновляться, и не только это техническая работа, это работа ещё и аналитическая, и редакторская, и текстовая, бог его знает какая ещё. И параллельно с этим уже возникали идеи, связанные с отраслевыми справочниками. Да,.. а попытки такие в бумажных версиях были, там, о тамбовских музыкантах. Наши коллеги из Рахманиновского института очень яркие, солидные книги издавали, справочного характера. Наши коллеги из Державинского университета издавались... Кстати, если покопаться, очень много региональных энциклопедий, справочных тамбовских издано. Сейчас вот в лёт то, что на ум приходит, ну где-то
десятка три как минимум. Ведь в своё время была издана
энциклопедия о тамовских архитекторах. Все очень солидные здания, за которыми стоит огромная работа. Была издана энциклопедия тамбовского училища, инженерно-авиационного училища, ну училища связи. Издавались, не скажу, что много, но издавались районные энциклопеди:
бондарская, моршанская, ряд других. И, по большому счёту-то, во всех этих делах участвуют одни и те же люди. Где больше, где меньше. Примерно те же самые...
Конечно, тогда уже возникали мысли о том, что эта работа должна быть как-то централизована для того, чтобы уровень качества был иной. И в качестве
одной из первых идей, тоже давно обсуждалось, возникла идея, связанная со справочником, с энциклопедией Тамбовской епархии. Ну, Тамбовская епархия сегодня географически выглядит несколько по-другому — это Тамбовская митрополия, а если вести речь о Тамбовской епархии до 1917 года — это ещё минимум плюс почти полных
три губернии, с очень ярким, интереснейшим материалом. Ведь церковная история — это очень интересная история. Она часть, конечно, общероссийской, но там огромное количество совершенно потрясающих имён, людей, событий. Да
один Саровский монастырь — это огромная, большая тема. Ну, вот начали.
— На какой же стадии? Ну, когда ждать, вот так скажем? — Ну, не за
год. Но если это готовилось три... Но начальной, пока форматируем.
— В общем, ещё годика через два-три можно,.. мы сможем его увидеть. — Ну, не загадавши... В любом случае там интереснейший иллюстративный материал. Я думаю, что... Да даже бессмысленно. Я абсолютно в этом уверен, что, конечно, бумажная версия должна будет, должна быть сопровождена, конечно, электронной версией.
— Ну, в нынешних реалиях, безусловно, конечно. — Это не обсуждаемый вопрос и это возможность, так сказать, для дальнейшего развития... Да, вот сейчас начали. Не скажу, что вот совсем прям на старте, но первый
километр пробежали.
— Спасибо вам большое! Я желаю вам удачи и, конечно, жду бумажную версию. — Спасибо, спасибо!
— Напомню, сегодня в нашей студии был Алексей Юрьевич Ильин. Меня зовут Ирина Соцкая. Всего доброго и проведите этот день с удовольствием.Примечания («Мир энциклопедий»)
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Соцкая И. [П.] «Утро России — Тамбов». Автор Тамбовской энциклопедии Алексей Ильин рассказал о монументальном труде/ [Интервьюер Ирина Петровна Соцкая; Респондент Алексей Юрьевич Ильин]. — Текст: электронный + Изображение (двухмерное): видео + Устная речь: аудио// ГТРК «Тамбов». — 2022. — 9 марта. — URL: https://vestitambov.ru/program/utro-rossii-tambov-avtor-tambovskoj-jenciklopedii-aleksej-ilin-rasskazal-o-monumentalnom-trude/ (дата обращения: 09.04.2024).