Научная статья
- 17 декабря 2023
- просмотров 1959
В статье сравниваются
две вики-энциклопедии — Википедия и «
Руниверсалис». Перечислены возможности, области применения Википедии и её негативные особенности, продиктованные информационной политикой Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation). Описан новый альтернативный вики-проект, соответствующий требованиям российского законодательства — «Руниверсалис». Обозначен принцип присвоения статуса редактора «Руниверсалиса», которым может стать только одобренный модератором участник. Приведены способы получения права редактировать «Руниверсалис».
В среде российского интернет-сообщества широко известна «Википедия» — общедоступная многоязычная универсальная онлайновая энциклопедия, основанная в 2001 году американской организацией «Фонд Викимедиа». В 2020 году раздел Википедии на русском языке входил в первую
десятку языковых разделов по количеству статей.
Википедия, работающая на базе технологии MеdiaWiki, ориентирует пользователя, участвующего в создании и редактировании статей, не на оформление, а на контент (тексты и графику). Она предоставляет любым сторонним пользователям права на заполнение сайта новым контентом и/или его редактирование непосредственно в окне браузера [Карпов, 2019
1].
В соответствии с правилами Фонда Викимедиа, каждая статья Википедии должна обладать свойством энциклопедичности. Тема считается энциклопедической, если она является значимой и получила освещение в уже опубликованных авторитетных источниках, таких как сообщения солидных и беспристрастных СМИ или публикации в серьёзных научных журналах. По правилам, статьи Википедии не должны быть местом для размещения чьих-либо собственных мнений, идей, теорий или неопубликованных исследований [Андреева, 2016
2; Введение в Википедию, 2022
3].
Несмотря на скептическое отношение к Википедии значительной части научного сообщества, её ресурсы неоднократно рекомендовались педагогами и учёными, в частности, для: проектного обучения студентов [Сафонова, 2019
4], информационного обеспечения методической работы учреждений детского отдыха [Вдовиченко, 2020
5], получения научной информации [Емельяненко, 2018
6], формирования тезауруса на основе сбора и извлечения данных [Ядринцев, 2015
7], продвижения информационных ресурсов [Комаров, 2012
8].
Со временем отношение к Википедии в мире стало меняться в худшую сторону.
Одной из причин нарастания негативных тенденций стало противоречие между прозападной информационной политикой Фонда Викимедиа и государственными интересами отдельных стран.
Так, в 2005 году руководство Китайской Народной Республики включило Википедию в список угроз национальной безопасности и основало собственную интернет-энциклопедию Hudong. По числу статей Hudong сегодня превосходит вместе взятые английскую, нидерландскую и немецкую Википедии и является крупнейшей энциклопедией в мире. Доступ к основным разделам Википедии в КНР открыт, но некоторые статьи блокированы и недоступны для просмотра [Гарифуллин, 2014
9].
Сегодня в российских научных публикациях Википедия критикуется за то, что в ней нарушаются её же собственные главные принципы: принцип объективности и принцип опоры на авторитетные источники. Учёные отмечают присутствие в Википедии статей, в которых допускается искажение исторической правды [Николаев, 2019
10] или даже размещена ложная информация экстремистской направленности [Завьялова, 2022
11].
Нарушения фиксируются даже в разделах, казалось бы, априори нейтральных. Например, в 2021 году
Л. А. Купец провела сравнительный анализ статей Википедии и размещённой в электронном виде на сайте bigеnc.ru «
Большой российской энциклопедии» по теме «Музыка». Она отмечает, что в Википедии делается необъективный акцент на считавшихся ранее маргинальными сферах музыки периода СССР, а термин «советское» по отношению к музыкальным явлениям и композиторам подменяется или просто игнорируется [Купец, 2021
12].
В качестве альтернативы Википедии в августе 2022 года
стартовал российский вики-проект «Руниверса́лис» (сокращённо Ру́ни), размещённый на сайте руни.рф. «Руниверсалис» — это русскоязычная вики-энциклопедия, поддерживаемая группой участников, уже имеющих определённый опыт работы в Википедии. Важно отметить, что серверы «Руниверсалиса» физически расположены на территории России, а создание и редактирование статей осуществляется в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В отличие от Википедии изменять контент «Руниверсалиса» может не любой желающий, а только зарегистрированный и одобренный модератором участник. Его процедурные права во многом схожи с правами участника Википедии. Это создание новых и редактирование существующих статей, загрузка мультимедийных файлов, создание своей собственной страницы участника, переименование статей и т. д. Все правки редактора фиксируются в истории правок с указанием псевдонима участника.
В настоящее время претендовать на статус редактора «Руниверсалиса» можно
одним из следующих способов: приглашением от действующего редактора или администратора; подачей заявки на личной странице социальной сети «ВКонтакте»; подачей заявки по электронной почте
еditrunivеrsalis@mail.ru. Кандидату необходимо сообщить темы, в рамках которых он планирует работать, уровень владения вики-разметкой, возраст, образование, псевдоним в Википедии (если таковой имеется) и желаемый псевдоним в «Руниверсалисе».
«Руниверсалис» — новый проект, проходящий стадию становления. Сейчас контент многих его статей в значительной степени дублирует ресурсы Фонда Викимедиа, но в перспективе планируется полная автономизация проекта. Количество статей «Руниверсалиса» постоянно растёт и в ближайшее время может сравняться с количеством статей русскоязычной части Википедии.
Библиографический список
- Андреева Н. А. Википедия. Советы корректного использования// Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. № 1. М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2016. С. 338-346.
- Введение в Википедию: учеб.-метод. пособие/ С. А. Козловский, А. М. Цапенко, Д. А. Жуков, В. В. Медейко, Д. В. Рожков. М.: Викимедиа РУ, 2022. 246 с.
- Вдовиченко А. П. Информационное обеспечение методической работы педагогических кадров учреждений детского отдыха инструментарием википедия-подобных сайтов// Проблемы современного антропосоциального познания. Вып. 18. Брянск: Изд-во Брянского гос. техн. ун-та, 2020. С. 174-179.
- Гарифуллин Р. Википедия — территория виртуальной войны// Мультимедийная журналистика Евразии — 2014: интегративные медиапроекты, медийная коммуникация и информационализм в условиях интеллектуализации общества Востока и Запада: сб. науч. ст. и материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казан. фед. ун-та, 2015. С. 49-58.
- Емельяненко В. Д. Википедия как источник научной информации// Информация как двигатель научного прогресса: сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Ч. 3. Саратов: Агентство междунар. исслед., 2018. С. 154-161.
- Завьялова Н. Ю. Википедия как площадка для размещения фейков экстремистской направленности// Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа: Аэтерна, 2022. С. 78-81.
- Карпов Д. С. Язык разметки страниц Wiki-сайта// Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания: материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» физ.-мат. фак.». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 159-164.
- Комаров С. Ю. Википедия как средство продвижения информационных ресурсов// Материалы научной конференции государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН № S. Новосибирск: Библиосфера, 2012. С. 38-40.
- Купец Л. А. Русская «Википедия» vs «Большая российская энциклопедия»: (ре)конструирование советской музыки в постсоветском интернет-пространстве// Проблемы музыкальной науки. Сборник «Инновационное искусствознание» № 2. М.: АНО ДПО НМЦ, 2021. С. 156-169.
- Николаев Н. Ю. Википедия как нарративное пространство российско-украинской «битвы за историю»// Сборник материалов 18-й научно-практической конференции Волжского политехнического института (филиала ВОЛГГТУ). Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. техн. ун-та, 2019. С. 191-197.
- Сафонова М. А. Сценарии проектного обучения студентов на основе платформы Википедия// Педагогика. № 3. Юрайт, 2019. С. 32-38.
- Ядринцев В. В. Средства формирования тезауруса на основе сбора и извлечения данных из энциклопедии «Википедия»// Информационно-телекоммуникационные технологии и математическое моделирование высокотехнологичных систем: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2015. С. 184-186.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Карпов Д. С. Вики-энциклопедия: от Википедии к Руниверсалису/ Д[митрий] С[таниславович] Карпов// Математика и информатика, астрономия, физика и технология и совершенствование их преподавания: Материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского» [20–21 апреля 2023 г.]/ Науч. ред. И. В. Кузнецовой. — Ярославль: [РИО ЯГПУ], 2023. — С. 141-145.