Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедический словарь «Ислам в Башкортостане»

Рецензия

  • 19 июля 2024
  • просмотров 1970
  • комментариев 4
Ислам в Башкортостане: энцикл. слов./ Духовное упр. мусульман Рос. Федерации, Моск. ислам. ин-т, С.-Петерб. гос. ун-т, Центр ислам. исслед.; [Гл. ред. Д. В. Мухетдинов; Редкол.: Д. В. Мухетдинов, Д. Н. Денисов, Д. В. Макаров, М. Н. Фархшатов, А. Ю. Хабутдинов (отв. ред. серии), Д. З. Хайретдинов (отв. ред. серии)]. — М.: Изд. дом «Медина», 2023. — 225 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 9). — Алф. указ. слов. ст.: С. 175-176. — Книга подготовлена и издана при поддержке Благотворительного фонда «Сафмар». — 5000 экз. — ISBN 978-5-9756-0160-5 (в пер.).
Лицевая сторона обложки энциклопедического словаря «Ислам в Башкортостане» (2023)Книга «Ислам в Башкортостане: энциклопедический словарь», подготовленная и опубликованная большой группой авторов в конце 2023 г. в рамках реализации программы «Ислам в Российской Федерации», стала первым комплексным энциклопедическим изданием об исламе в Башкирии. Данная публикация стала результатом многолетней работы специалистов (историков, социологов, политологов, этнологов, журналистов и авторов из других направлений обществознания) по исследованию прошлого и настоящего мусульман Республики Башкортостан. Задуманная известными российскими исламоведами Д. В. Мухетдиновым и А. Ю. Хабутдиновым и начавшаяся с издания первой книги («Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь») ещё в 2007 году, данная серия ознаменовалась, на протяжении шестнадцати лет, публикацией девяти фундаментальных книг о судьбах ислама в большинстве мусульманских регионов и макрорегионов России: Нижегородчина, Москва, Санкт-Петербург, Центрально-Европейская часть России, Урал, Поволжье, Татарстан, Сибирь и Дальний Восток, Башкортостан.

Руководителям авторского коллектива удалось, применительно к Башкортостану, собрать в эффективную исследовательскую группу довольно разобщённых в обычной научной жизни авторов из нескольких научных центров (Москва, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Оренбург) и подготовить более 400 информационно насыщенных статей о различных объектах, явлениях, общинах, организациях, персоналиях, периодических и книжных изданиях, в той или иной степени характеризующих исторический и современный этапы развития ислама в Башкортостане. Таким образом в рецензируемый словарь вошли самые разнообразные по содержанию статьи, в том числе: биографические, исторические, источниковедческие, терминологические и даже топографические, несомненно, связанные с исламской проблематикой. В процессе подготовки некоторых статей авторы не только собирали уже имеющуюся опубликованную информацию, но и проводили творческие, аналитические описания, осуществлённые на основе широкого круга источников. Тем самым словарь приобрёл характер издания, вводящего в научный оборот совершенно новый материал, неизвестный ранее даже специалистам.

Ещё одной позитивной особенностью рецензируемого словаря является то, что авторы включили в него статьи, охватывающие не только территорию современной Башкирии, но и сопредельные регионы, в которых традиционно проживали местные мусульманские народы: башкиры, татары и казахи. Наблюдается в словаре «Ислам в Башкортостане», с точки зрения имеющихся статей, и определённая преемственность с издававшимися ещё в начале XXI в. в нашей стране академическими словарями, такими как «Ислам в Российской империи».

Наряду с другими несомненными достоинствами рецензируемого словаря (энциклопедичность изложения и оформления текстов, полнота характеристики и широчайший охват различных аспектов функционирования исламской уммы в регионе, наличие качественного историографического введения, вводящего в проблематику словаря), необходимо указать на некоторые недостатки и дискуссионные моменты, преодоление которых может помочь усовершенствовать представленный авторами словарь.

Во-первых, количественный анализ текстов статей показывает, что в словаре явно и неоправданно преобладают исторические сюжеты и персоналии дореволюционной эпохи, в том числе не имевшие определяющего значения в развитии мусульманских конфессиональных элит. Это приводит к некоторой перегрузке словаря статьями о дореволюционных мугаллимах и религиозных деятелях.

Во-вторых, в словаре не уделено должного внимания современному исламоведению в Башкортостане в нескольких смыслах. С одной стороны, отсутствует специальная статья, посвящённая описанию современного исламоведения, которое уже само имеет определённую историю в республике, не выявлены его отраслевые направления и этапы развития. С другой стороны, из числа современных религиозных деятелей республики в словаре описаны только иерархи — муфтии всероссийского и республиканского уровня, отсутствуют статьи о наиболее квалифицированных и влиятельных авторитетах исламского богословия, например, таких как: Р. А. Утябай-Карими, М. М. Галлямов, Р. Л. Саяхов и др. Одновременно следовало бы включить в словарь описание личности и творчества наиболее известных исламоведов, из числа которых только по непосредственно исламской проблематике защищено в постсоветское время 4 докторских и 8 кандидатских диссертаций.

В-третьих, к сожалению, в словаре не уделено должного внимания анализу функционирования новейших, в том числе экстремистских направлений, группировок и сект. Эти мусульманские внутриконфессиональные течения в отдельные периоды и на отдельных направлениях играют существенную роль в развитии исламской уммы республики.

В целом анализ рецензируемого энциклопедического словаря «Ислам в Башкортостане» подтверждает вывод, сделанный самой редколлегией во введении о том, что тема истории и бытования ислама в Башкортостане очень многогранна, и её более или менее полное описание займёт с десяток книг объёмом с этот словарь. А с выходом в свет этого словаря изучение исламской тематики в республике выйдет на новый уровень, и сама книга займёт своё достойное место в историографии Башкортостана.

Примечания

  1. Работа публикуется в рамках выполнения государственного задания № АААА-А21-121012290084-6 «Традиционные религии и новые религиозные движения на Южном Урале и в Приуралье: вопросы функционирования, государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений».
Рецензия поступила в редакцию 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.
  • Теги
  • Башкирия
  • Башкортостан
  • Медина
  • биографии
  • ислам
  • история России
  • краеведение
  • мусульманство
  • неполнота словника
  • несбалансированность словника
  • персоналии
  • региональная география
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическое описание ссылки Галлямов Р. Р. [Рецензия]/ Рушан Рахимзянович Галлямов// Вестн. БИСТ (Башк. ин-та соц. технологий). — 2023. — № 4 (61). — С. 213-215. — Рец. на кн.: Ислам в Башкортостане: энцикл. слов./ Духовное упр. мусульман Рос. Федерации, Моск. ислам. ин-т, С.-Петерб. гос. ун-т, Центр ислам. исслед.; [Гл. ред. Д. В. Мухетдинов]. — М.: Изд. дом «Медина», 2023. — 225 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 9). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9756-0160-5 (в пер.).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.11)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Я думаю, было бы правильно, если бы над энциклопедиями по исламу работала бы одна большая группа, чтоб были единые требования, а региональные энциклопедии по исламу были бы разделами (томами) большой энциклопедии по исламу в Российской империи, СССР и РФ. А разделы, темы, персоналии и пр. утверждались бы единым методическим советом и были бы едины для всех регионов. Тогда можно было бы избежать «сырости» и недоработок.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Словарь как раз очень явственно обозначил проблему энциклопедических справочников с региональным ограничением. Как правило оказывается очень сложно, а в некоторых случаях невозможно описывать явление, замыкаясь в территориальных границах. Вероятно, какой-то смысл в подобном подходе был бы, если бы башкирский ислам имел какие-то явственные отличия от ислама традиционного. Так же авторам всё равно приходится постоянно отсылать читателей к другим энциклопедическим изданиям и справочникам. Что, при всей важности самой научной работы, усложняет использование энциклопедического словаря его потенциальными и реальными пользователями. А ведь энциклопедия и предполагает, что она является тем самым квалифицированным источником информации, а не просто удобным направляющим хабом.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Татьяна Комонова написала:
    Вероятно, какой-то смысл в подобном подходе был бы, если бы башкирский ислам имел какие-то явственные отличия от ислама традиционного.
    Смысл в подобном подходе всё-таки есть, поскольку существуют явления и личности, которые представляют значимость только для башкирского ислама, а за пределами региона их уже можно назвать малозначимыми. Это, например, как с писателями. Допустим, родившегося в Башкортостане Сергея Довлатова знают все, однако есть писатели, имеющие лишь местечковую известность и не более того. Так и с деятелями ислама.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Clemansae Dunuae написала:
    Я думаю, было бы правильно, если бы над энциклопедиями по исламу работала бы одна большая группа, чтоб были единые требования, а региональные энциклопедии по исламу были бы разделами (томами) большой энциклопедии по исламу в Российской империи, СССР и РФ. А разделы, темы, персоналии и пр. утверждались бы единым методическим советом и были бы едины для всех регионов. Тогда можно было бы избежать «сырости» и недоработок.
    Если мне не изменяет память, а также мои знания об исламе как о религии, то ислам во многом зависит от личностей, а не только от священных книг, молитв и устоев. Ислам очень персонализирован от региона к региону. Очень многое зависит от особенностей местного уклада, от имама, от местного муфтия, а еще и от тех фетв, которые они произносят (фетва — решение муфтия по тому или иному вопросу). Так что ислам Башкортостана так или иначе будет отличаться от ислама Дагестана. В данной религии нет единоначалия, оно условное, не так как в православии. И исходя из этого, думаю, что региональные энциклопедии — куда более эффективный подход, нежели единая скрижаль по всей России.
    • 0/0