Рецензия
- 11 марта 2009
- просмотров 78
Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан/ Правительство РБ, М-во культуры и национальной политики РБ, АН РБ; [Редкол.: Р. И. Байдавлетов (пред.), И. Г. Илишев (зам. пред.), М. А. Ильгамов (зам. пред.), Ф. Х. Кидрасов (зам. пред.), А. И. Акманов (гл. ред. атласа, отв. ред.) и др.]. — М.: Дизайн. Информация. Картография; Уфа: Феория, 2007. — 695, [1] с.: ил., фот.; 38 см. — Загл. пер.: Башкортостан. — Резюме на англ. яз. — ISBN 5-287-00450-8. — ISBN 978-5-287-00450-7.
Уникальное издание, подготовленное большим коллективом авторов, открывается вступительной статьёй Президента Республики Башкортостан
М. Г. Рахимова, в которой подчёркивается, что оно приурочено к знаменательному событию в общественно-политической и духовно-культурной жизни республики —
450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства. Издание оснащено сведениями о многогранной общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни современного Башкортостана, его богатой истории и культуре, стратегии развития республики на будущее.
Энциклопедический атлас состоит из
8 разделов. В первом довольно лаконично, но чётко показано государственное устройство Республики Башкортостан. Государственная власть в республике, указывается в нём, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Содержателен и информативен раздел «Природа Башкортостана» с
несколькими подразделами, в которых представлены разносторонние материалы о полезных ископаемых, климате, растительном и животном мире, ландшафте края.
Большое место в энциклопедии-атласе отведено истории Башкортостана и его коренного народа — башкир.
Весьма богатую информацию содержит раздел «Древний и средневековый Башкортостан», в котором повествуется о древнейшем населении Урала, о предках башкир, древней столице Башкортостана — городе «Башкорт», башкиро-мадьярских связях, кыпчаках-половцах, взаимоотношениях башкир и татаро-монголов и др. По мнению авторов, «на территории столицы Башкортостана — города Уфы — в эпоху средневековья существовал город Башкорт, о котором писали арабские авторы XIV в.
Ибн Халдун,
ал-Омари и известный историк
П. И. Рычков. Исследователи (академик Академии наук РБ
Н. А. Мажитов, профессор БГПУ имени М. Акмуллы
В. А. Иванов, доценты
Ф. А. Сунгатов,
А. Н. Султанова) убеждены, что предки башкир обитали на Южном Урале с глубокой древности и их столицей был
один из городов Западно-Тюркского каганата — город Башкорт. На основе археологических и других материалов высказана гипотеза о том, что современная Уфа основана в V в. нашей эры, следовательно, столице Республики Башкортостан — минимум
1500 лет.
Большой интерес вызывают очерки о башкиро-мадьярских связях и кыпчаках-половцах на Южном Урале, согласно которым в XII в. на территории современной Венгрии (в долинах Дуная, Тисы, озера Балатон) обитали башкирские племена. Они пришли туда либо до событий 896 г. (до военного похода венгров в Византию), либо на рубеже X—XI вв., после разгрома печенежского союза в Северном Причерноморье. Южное Приуралье и Заволжье издавна были заселены кыпчакскими племенами. В предгорьях Южного Урала в конце XIV—XV вв. расселялись кара-, ак-, санкем- и бушман-кыпчаки.
В 1206 г. состоялся курултай кочевых племён Центральной Азии, провозгласивший образование Монгольской империи, которая в конце 60-х годов XIII в. распалась на
несколько орд. Башкиры оказались в составе Золотой Орды. В условиях эксплуатации, угрозы потери политической независимости, этнической самостоятельности они из этой сложной ситуации вышли с достоинством.
В главах «Башкортостан в XV—XVI вв.» справедливо констатируется, что взаимоотношения башкир и сибирских династий (ханов Сибирских юрт) остаются слабоизученными, хотя земли башкир-табынцев во времена
Чингисхана простирались «от вершины реки Яик до Иртыша». Более активные контакты башкир с
Шибанидами, указывают авторы, начинаются с воцарением
Кучума в Сибирском ханстве после вхождения основной части башкир в состав Московского княжества.
Большой интерес представляет раздел «Башкортостан в составе Российского государства во второй половине XVI—XVIII вв.», в котором повествуется о башкирских восстаниях 1735—1736, 1737—1738, 1739—1740, 1755—1756 гг. В сюжете о Крестьянской войне 1773—1775 гг. отмечается, что на её завершающем этапе особенно ярко и полно раскрылся полководческий талант
Салавата Юлаева; основные события осени 1774 г. связаны с его именем.
Дореволюционная история края и его коренного народа — башкир освещается в главе «Башкортостан в XIX — начале XX века». Особый интерес в ней представляют разделы об участии башкир в Отечественной войне 1812 г., заграничном походе русской армии 1813—1814 гг., Крымской войне 1853—1856 гг. В 1812 г., после вторжения на территорию России наполеоновской армии, отмечают авторы, правительством по инициативе башкир было сформировано
20 полков.
Оренбургский край направил
20 башкирских,
2 мишарских,
2 тептярских,
4 уральских казачьих,
2 оренбургских казачьих
пятисотенных полка. Башкиры подарили правительству
4139 лошадей. Кроме этого, башкиры, мишари и тептяри пожертвовали в пользу армии
500 тыс. руб. Для сравнения: дворяне губернии внесли
65 тыс. руб., собранных с крепостных крестьян. И неслучайно русский писатель, автор мемуаров «Записки о 1812 годе»
Сергей Глинка (1776—1847 гг.) писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
На большом фактическом материале написаны и другие разделы главы: «Религиозная политика», «Положение башкир во второй половине XIX — начале XX века», «Башкирские просветители», «Литература и искусство» и др.
Глава, посвящённая описанию исторических событий 1917—1999 гг., открывается повествованием о революциях 1917 г. и Гражданской войне, содержит материалы о национально-государственном строительстве БАССР, социально-экономической жизни республики в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., о реформах 90-х годов XX в.
Неподдельный интерес читателей, на наш взгляд, вызовет глава «Народы Башкортостана». Она открывается довольно подробным описанием численности и расселения коренного населения — башкир, их материальной и духовной культуры, традиционного хозяйственного уклада. Правда, отдельные её подразделы могли бы быть выполнены с учётом новейших научных исследований.
Глава содержит также довольно краткую, но ёмкую характеристику русских, татар, украинцев, белорусов, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и немцев. К сожалению, обойдены вниманием кряшены (по переписи населения 2002 г. их в РБ
4,5 тыс.), казахи (более
4 тыс.), евреи (
2,4 тыс.), латыши (
1,5 тыс.). Кстати, в аналогичном атласе, изданном в Оренбурге («Этнокультурная мозаика Оренбуржья», 2003 г.), содержатся данные и о тех народах, численность которых в области менее
100 человек (гагаузы, уйгуры, абхазы, кабардинцы, калмыки, буряты, лакцы, ногайцы, персы, румыны и др.).
Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан и её культурный облик (наука, образование, литература, искусство, спорт) освещены в главе «Республика Башкортостан в 2000—2006 годах».
Заключают атлас данные о городах и сельских районах республики.
Как любая крупная работа,
энциклопедический атлас Республики Башкортостан не свободен от отдельных упущений. В разделе «Хозяйство и общественный строй» саун и аш в лучших традициях недавнего прошлого названы полупатриархальными формами эксплуатации. Там же (с. 172) допущена ошибка — сообщается, что «В ходе подавления башкирских восстаний 1930—1950-х годов оно (скотоводство) было сильно подорвано».
На с. 229 помещена фотография с надписью «Оренбург. Дом, в котором остановился A. C. Пушкин». Дом этот сохранился и до наших дней и стоит на улице Советской недалеко от Оренбургского областного музея. В те времена, когда
A. C. Пушкин, решив объехать места, охваченные Пугачёвским восстанием, посетил Оренбург, в нём размещались Губернское присутствие и магазины: часов, ювелирный, музыкальный «Лира», табачный. И как известный уже тогда русский писатель, которому широкое содействие в сборе материала о Пугачёвском движении оказали сам генерал-губернатор Оренбургского края
В. А. Перовский и его чиновник по особым поручениям, писатель, лингвист, этнограф, врач
В. И. Даль, мог остановиться в магазинах? В годы нашего студенчества мемориальная доска на фасаде этого дома гласила о том, что в нём останавливался A. C. Пушкин. Ныне её нет: убрали из-за недоказанности.
На наш взгляд, в разделе «Народы Башкортостана на завершающем этапе восстания (осень — зима 1774 г.)» несколько скупо освещена роль Салавата Юлаева.
В целом «Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан» выполнен на достаточно высоком научном уровне, насыщен огромным разнообразным материалом и стал настоящим юбилейным подарком для читателей Республики Башкортостан.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Мурзабулатов М. В. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан: [рец.]/ Мухамет Валиахметович Мурзабулатов// Вестн. Акад. наук Респ. Башкортостан. — 2009. — Т. 14, № 1. — С. 54-56. — Рец. на кн.: Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. — М.: Дизайн. Информация. Картография; Уфа: Феория, 2007. — 695, [1] с.: ил., фот.; 38 см. — ISBN 5-287-00450-8. — ISBN 978-5-287-00450-7.