Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Сергей Николаев («Народные артисты СССР: биографии»): «Надеюсь и очень верю, что весной 2025-го года мы увидим второй том»

Интервью

  • 13 декабря 2024
  • просмотров 248
  • комментариев 5
Мир энциклопедий. 9 декабря 2024 года телерадиокомпания «Русский мир» опубликовала беседу с автором-составителем справочно-энциклопедического издания «Народные артисты СССР: биографии» — историком театра и кино, доцентом Института театрального искусства им. И. Д. Кобзона (ИТИ) Сергеем Николаевым. Интервью провела поэт, певица, детский писатель, продюсер, телерадиоведущая Наталья Черных.

См. ниже стенограмму и видео интервью [1]1.

Наталья Черных и Сергей Николаев за обсуждением справочно-энциклопедического издания «Народные артисты СССР: биографии» (9 декабря 2024 года)

Наталья Черных и Сергей Николаев за обсуждением справочно-энциклопедического издания «Народные артисты СССР: биографии» (9 декабря 2024 года)
— Здравствуйте, друзья! Это программа «Чёрным по белому» и я, Наталья Черных. Только что в издательстве «Артист.Режиссёр.Театр» вышла совершенно замечательная книга, которую я сейчас держу в руках и с удовольствием вам покажу. Сегодня я представляю человека, который имеет к этой книге самое непосредственное отношение. Он является автором-составителем. Кроме этого, сейчас я его представлю по полному чину: историк театра и кино, лауреат высшей театральной премии «Золотой софит», доцент кафедры гуманитарных дисциплин Института театрального искусства, главный редактор театра «Ленком». Прошу любить и жаловать — Сергей Николаев. Сергей Евгеньевич, здравствуйте. Мы вас приветствуем на волнах «Русского мира».

— Здравствуйте, Наталья. Очень приятно.

— Мы эту книжку сейчас показали. Это антология, это словарь, это энциклопедия. Что это?

— Знаете, думаю, что это и то, и другое. Это большая книга, в которой собраны биографии абсолютно всех народных артистов Советского Союза, которых было ни много ни мало, а тысячу шесть человек.

— Тысячу шесть. Я даже себе запишу. И сколько вошло из них в первый том?

— Первый том — да: у нас разделение идёт по буквам. Первый том на буквы «А — И», и он содержит 349 человек.

— Вообще, хочу сказать, впечатление мощное. Подержала в руках, поизучала и понимаю, как это необходимо. И вот сейчас я задам тот самый вопрос, который первый задала в издательстве, когда была там. Кому это адресовано первым?

— Прежде всего, конечно, специалистам, студентам. поклонникам, безусловно, русского искусства в целом, так как народные артисты — это же не только артисты кино, театра, но ещё и эстрада, балет, цирк, то есть целый большой набор творческих профессий, которые до сих пор привлекают людей. Поэтому да — этим людям.

— Как пришла вам идея создания? И когда она пришла? Я знаю, что это, в общем, достаточно давно было.

— Давно. Это детство. В прямом смысле слова. Не шутка. Отец принёс первый видеомагнитофон в 90-м году и, будучи сам любителем советского кино, просил меня записывать различные советские фильмы. Тогда, после развала Союза, смотреть кино было уже негде, как только по телевизору или по видео. Фильмы были серьёзные: «Ленин в октябре», «Жестокость», «Живые и мёртвые». Я смотрел с утра до вечера и втянулся в этот прекрасный мир искусств, а вскоре понял, что меня интересует не столько сюжет, а сколько биографии этих актёров.

— А вы сами, извините, хотели быть актёром или?..

— В самый последний момент, поступая, уже практически готовясь поступать в театральный институт, я решился — родители сказали, что это не серьёзно: «Ты историк, ты любишь историю. Надо идти в историки», — и я пошёл в историки.

— Не пожалел об этом никогда, наверное?

— Думаю, что нет, потому как историк должен историю рассказывать живо, интересно, с каким-то неким артистизмом, так что я это всё делаю.

— Скажите мне, пожалуйста, что надо было совершить? Сколько надо было сыграть ролей? Сколько надо было снять фильмов для того, чтобы хотя бы речь зашла о том, чтобы получить это замечательное звание народного артиста Советского Союза?

— Здесь, скорее, каждый случай индивидуальный, и невозможно назвать точный принцип, по которому присуждали звание. В 30-е годы вручали одним, в 80-е годы — другим, а сейчас и Союза нет, и звание абсолютно по другим заслугам.

— Давайте мы тогда, извините, скажем, что впервые здесь есть такая страничка. Когда же было учреждено это звание, и что нужно было сделать, чтобы его получить?

— В 1936 год, 6 сентября. Сталин придумал это звание, потому как, по мнению советской власти, артисты работали для народа и именно от народа черпали энергию для своих будущих творческих достижений — поэтому звание народный артист. Но нужно сказать, что при советской власти до народного артиста СССР, да, уже были установлены два почётных звания — Заслуженный артист РСФСР и Народный артист РСФСР, — которые являлись обязательными для получения высшего почётного звания в стране.

— То есть это была ступенька очередная.

— Это была очередная ступенька, конечно, безусловно.

— Ну вот я держу в руках, друзья, это постановление 1936 года об учреждении этого самого звания замечательного. Центральный исполнительный комитет Союза ССР. Что тут скажешь, это было всегда очень высоко, очень почётно, очень ответственно, наверное. Кто был первым или первыми?

— Первыми были 13 человек, причём, как и сейчас тоже, долго решали, кто же самый первый. Речь шла, конечно же, о Станиславском и Немировиче-Данченко. И там были действительно большие споры, кто же будет. Везде писали по алфавиту, но алфавитный принцип решили нарушить. И всё-таки Константин Сергеевич получил это звание первым: он стоял в этом списке в газете «Правда» первым среди равных. Вместе с ним получили Немирович-Данченко, Щукин, Куляш Байсеитова (знаменитая была казахская певица), а также два грузина — уважили, видимо, вождя (Акакий Хорава и Акакий Васадзе), то есть сталинская мудрая политика обязательно поощряла наши союзные республики.

— Сколько людей, сколько персонажей, о которых сегодня не то чтобы не догадываются, но не знают люди. Понятно, что выросло несколько поколений, которые уже давным-давно этих фамилий, которые вы сейчас произнесли, не знают. Сколько из тех, кто присутствует и вошли в этот первый том, так скажем, хорошо известны, хорошо знакомы?

— Хороший вопрос. Я бы вам тоже его задал. Сколько вы можете мне сейчас на память назвать народных артистов Советского Союза? Ну, если назовёте 100, это очень хорошо, очень хорошо. Это набор фамилий, которые на слуху у каждого человека. Причём у многих людей идёт ассоциация только почему-то с кино.

— Совершенно понятно, я вам объясню (это уже моя тема)... Дело в том, что кино XX века точно всегда содержало музыкальную составляющую, песни. И песни через три дня после того, как прошёл фильм, пела вся страна.

— Безусловно.

— Однозначно. И очень много ситуаций (я изучала этот вопрос), когда уже никто не помнит этого фильма, а песни поют, и они поются до сих пор. Поэтому наш народ по песням и идентифицировал этих персонажей. Понимаете, вот «Кубанские казаки»...

— Клара Лучко.

— ...или «Весна на Заречной улице»,.. и эти песни сегодня поются. Это удивительный фенóмен или феномéн музыкального составляющего. Сегодня такого в нашем кино, к сожалению, нет (это отдельная тема), потому что крайне редко бывают удачные попадания и так, чтобы песни потом звучали и становились народными.

— Точно.

— Что касаемо... Если бы вы мне задали этот вопрос, сколько я могу назвать, наверное, я бы стала вспоминать песни и тогда — через года...

— Если мы вспомним про вокальный дар, то огромное количество певцов и певиц представлено в этой книге, да.

— Да, и это отдельная тема. Очень надеюсь, что мы продолжим этот разговор, потому что сейчас мы абсолютно, так сказать, в общих чертах даём один большой портрет народных артистов СССР. И как вы полагаете, если бы вас попросили начать рассказ об этих всех дорогих нам людях, с кого бы вы начали? Понятно, что это было бы не по алфавиту всё-таки, наверное.

— Рассказывать про каждого можно много и очень долго, но у меня есть пример человеческой судьбы актёра Бориса Андреевича Бабочкина.

— О, прекрасно. Мы сейчас к нему подойдём (как раз хотела о нём поговорить), но я забыла задать один очень важный вопрос. Когда мы говорили об учреждении звания народного артиста, были ли в истории прецеденты, когда это делалось, так скажем, государевой волей? Наверняка ведь было.

— Конечно, было. Яркий пример — это посещение Сталиным одного из премьерных показов спектакля «Анна Каренина», где главную роль играла Тарасова. Наблюдая за игрой Тарасовой, Сталин спрашивал: «А что, она народная?» И все говорили: «Нет, она не народная». — «А играет как народная». И в ночь, когда все пришли на квартиру Аллы Константиновны отмечать премьеру, под утро позвонили из Кремля (тогда ещё не боялись пранков) и сказали, что вам и Хмелёву, исполнителю роли Каренина, присвоено звание народного артиста Советского Союза. И второй пример: тот же вождь проникся исполнением Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком великого поэта Тараса Шевченко в фильме, и спустя 9 месяцев после звания заслуженного артиста РСФСР у молодого актёра Бондарчука «родилось» звание народного артиста СССР.

— А он заслуженным был тогда?

— Был. Он получил и через девять месяцев буквально... Это единственный случай, когда звание давали вот так скоро и так быстро молодому человеку, который 4 года назад закончил ВГИК.

— Жизнь — интересная штука, она умница, какие-то штуки иногда подбрасывает. В общем, они справедливые, если честно говорить. Борис Андреевич Бабочкин... Давайте сегодня немножечко поговорим о трёх персонажах, персоналиях этой замечательной книги. Больше вряд ли успеем. Меньше нельзя. Борис Бабочкин, народный артист Советского Союза.

— Борис Андреевич — очень трудная судьба, несмотря на то, что в конце он был уже легендой советского строя, я бы сказал, вместе с 90-летним Будённым (в 70-е годы они были последними из той эпохи). Борис Андреевич — человек, который прожил 70 лет. Начинал свой путь в Саратове. Был малоизвестным провинциальным актёром. Учился у знаменитого тогдашнего театрального деятеля Иллариона Певцова. Вместе с ним ездил по городам и весям. И однажды на «Ленфильме» молодого человека Бориса Бабочкина встретили братья Васильевы и сказали: «О, слушай, парень, ты в кино снимаешься? Мы тебя видели. Мы сейчас запускаемся с «Чапаевым». Иди, мы сейчас тебе усы наклеим, фотопробу сделаем и всё». Молодой парень — 29-летний Борис Бабочкин — зашёл на грим, сделали фотопробу (хорошо) и кинопробу (утвердили на роль Чапаева). После премьеры фильма «Чапаев» (две недели назад мы широко отмечали 90-летие этого фильма) Борис Андреевич проснулся знаменитым. Через много лет он вспоминал про своё письмо Ворошилову, в котором отметил: «Климент Ефремович, я никогда в жизни не думал, что за одну ночь могу нажить себе столько врагов». А почему? Когда он пришёл в свой родной театр драмы, где он работал, нынешний Александринский театр, ему никто руки не подал. Зависть, слава.

— О да.

— Очень не сложившаяся карьера, по сути дела, уже государственного актёра. К слову сказать, даже Сталин смотрел фильм 35 раз за один месяц. Это значит, что даже в какие-то дни два раза. Его на уровне правительства из театра в театр перемещали: возглавлял БДТ в Ленинграде, переехал в Москву (в Вахтанговский) — не случилось, перевели во ВГИК — не получилось, в Театр киноактёра, оттуда в Малый — сначала не получилось, потом в театр Пушкина и так далее... И по сути дела, высшее звание, о котором мы говорим, пришло к Борису Андреевичу много лет спустя — 30 лет спустя: работая в Малом театре, он получил звание народного артиста Советского Союза.

— Знаете, я застала... Помните, был такой период, наверняка, знаете о нём, когда было огромное количество анекдотов про Чапаева...

— Конечно.

— И ребята, которые работали в Малом театре, которые застали Бабочкина, мне рассказывали, как он однажды ушёл с банкета, обидевшись на анекдот. Он очень раздражался: видимо, был какой-то перебор. Он просто встал, хлопнул дверью и ушёл. Наверное, то, о чём вы говорите, тоже здесь присутствовало. Потому что, с одной стороны, это зависть, это слава. Наш народ был щедр на анекдоты тогда, в то время.

— Это уникальный случай, если герой фильма уходит в народ, а у нас это Василий Иванович Чапаев и Петька, и Штирлиц, тоже народный артист Советского Союза Тихонов. Это уже высшее достижение, высшая популярность. Борис Андреевич приходил смотреть, когда делают декорации его постановок (он очень много ставил в Малом театре), и каждый мастеровой (рабочий сцены), подражая интонации Бабочкина, забивая очередной гвоздь на сцене, говорил: «Петька, подай молоток!» Борис Андреевич заходил, говорит «тфу» и уходил оттуда. Когда были его творческие вечера, все, естественно, помнили только Чапаева, хотя Бабочкин был уникальный мастер и уникальный творец Горького и его произведений. Он шипел навстречу, говорил: «Неужели этот усатый вам нравится?» До такого доходил, что пытался выйти из вакуума Чапаева, и долго это не получалось.

— Это было в театре, но давайте скажем справедливости ради, что всё-таки это было время кино.

— Конечно.

— И кино, давайте сейчас мы немножко вспомним: это «Тревожная молодость»; про фильм «Чапаев» мы сказали уже; это «Дачники».

— Конечно, безусловно. Ну это его же экранизация, Малого театра.

— Но это всё-таки не «Чапаев».

— Да.

— «Правда — хорошо, а счастье лучше».

— Конечно.

— «Плотницкие рассказы».

— Гениально. Олёша Смолин в его исполнении гениален.

— «Бегство мистера Мак-Кинли».

— Да, последняя роль, за которую дали Государственную премию СССР посмертно. Его последняя роль.

— И «Достигаев и другие», тоже 75-й год.

— Конечно.

— Ну список-то очень яркий.

— Список был, но, увы, помнили только за Чапаева. И гордостью и визитной карточкой был именно Василий Иванович. А мастер был великий. А какой был педагог (это уже во второе пришествие в Малый театр): сколько талантливых людей он выпустил из-под своего пера. Замечательно.

— Очень интересно, друзья. Всё это вы можете видеть... Не всё, конечно, потому что это эксклюзивная информация от нашего сегодняшнего гостя. Но вот где приобрести эту книгу прежде, чем мы перейдём к следующему персонажу, — этот вопрос я должна задать. Она уже где-то продаётся? Где её можно приобрести?

— В моём любимом книжном на улице Тверской, в доме книги «Москва» — там она продаётся. Ну, ещё в ряде интернет-магазинов. Набирайте, ищите, покупайте.

— «Народные артисты Советского Союза», СССР. Торопитесь, друзья, потому что тираж маленький. Я не буду даже говорить какой. Надеюсь, что это не последний раз.

— Мы тоже надеемся. Будем смотреть. Уверен, что пойдёт дело, и будем стараться допечатать тираж, потому что нужно обеспечивать школы.

— Конечно. Следующий персонаж, о котором я предлагаю вам сегодня поговорить, это замечательный Георгий Михайлович Вицин.

— Да, прекрасный актёр. Думаю, что Георгия Михайловича знают все наши телезрители. Рассказывать, кто он такой, не надо. Нужно вспомнить фильмы Гайдая, которые показывают у нас на каждый государственный и негосударственный праздник. Здесь, если брать его судьбу... Хорошая судьба: Георгий Михайлович был снимаемым, узнаваемым, огромное количество мультипликационных фильмов, которые он озвучивал, дубляж, то есть Вицин — это объект для пародий, человек, который входит в умы, в сердца, его невозможно перепутать ни с кем. Но в его последние годы жизни, когда Советский Союз был на закате, советское кино уходило в прошлое, герои кино тоже были по сути никому не нужны: скорее получил звание за выслугу. Такое тоже бывало: если до войны звание народного артиста СССР получали любимцы народа, которые проводили большую общественную работу, то в эпоху Горбачёва, на закате СССР, зачастую давали — за выслугу лет старым актёрам, которым уже много лет, которые себя уже показали, и Георгий Михайлович был в их числе. Слава Богу, что дали. Всё замечательно. Так случилось в его жизни.

— Я вот о чём подумала. Может быть, ошибаюсь, и вы меня поправите. В глазах народа, в представлении людей, это такой комедийный персонаж, понятно: это Гайдай...

— Конечно.

— А внутренне, это моё ощущение, это был ранимый, глубокий, очень тонкий и очень, может быть, скажу такое слово, несчастный человек.

— Чутьё вас не подводит. Очень много примеров, и я думаю, что во всех этих книгах и среди всей этой тысячи людей добрая половина народных артистов были именно такими. Георгий Михайлович, по большому счёту, был не оценён. Ведь он долгие годы работал в Театре имени Ермоловой, где параллельно с кино играл блестящие роли. Но потом кино захлестнуло, он перешёл в Театр киноактёра, который в Советском Союзе называли «кладбищем талантов». Такое было название.

— Ярко.

— И всё. И он затерялся. То есть в театре... Ты должен был обязательно сниматься и в кино, а в кино образ Труса опять же в гайдаевских фильмах тоже не давал ему покоя. Будучи человеком абсолютно, практически без вредных привычек (он занимался йогой, не пил, не курил), играл в кино только одних алкоголиков, поэтому крупной роли, драматической, о которой мечтает каждый актёр, Отелло или король Лир, Георгий Михайлович не сыграл. Он был, по большому счёту, представителем лёгкого комедийного жанра в кино. Так думали, а на самом деле он был другим. И эта пустота в душе, конечно, очень сильно сподвигала его закрываться от общества. Ведь Вицина мы не видели нигде. Он был абсолютно не тусовщик, как сейчас говорят. Он закрывался от людей: выходил гулять со своей собакой, кормил голубей, то есть человек, скажем так, рядовой пенсионер, москвич, который подкармливает бродячих животных и голубей.

— Тем не менее в народе ходит такое... Это не грязь из социальных сетей, но вчера у меня всплыло окно с вопросом, по-моему, даже в Википедии. Почему Вицин умер в нищете, в одиночестве и ещё там...?

— Здесь, знаете, скажу так. Он в 2001-м году умер. Газеты выходили с такими заголовками: «Весь день/всю ночь выла собака Вицина, когда его не стало». Я присутствовал на похоронах Георгия Михайловича. Могу поделиться только своими впечатлениями, как с ним прощались. Было очень много народу (это было в Доме кино). Он лежал в русской рубахе-косоворотке — это я заметил. И когда выносили гроб, впереди несли клетку с голубями, которых он очень любил. И перед тем, как вынести, отдать последние аплодисменты, выпустили голубей. Этот какой-то символический акт произвёл на меня, тогда еще молодого человека (это уже 20 лет назад было), неизгладимое впечатление. И помню, как хоронили его на Ваганьковском кладбище с государственными почестями, с воинским караулом, под выстрелы и с исполнением гимна. Это тоже о многом говорило.

— Это серьёзно... Друзья, я напоминаю, что сегодня мы говорим о замечательной книжке, которая вышла только сейчас. Я подниму ещё раз для тех, кто, может быть, к нам только присоединился. Книжка называется «Народные артисты СССР». Сегодня мы пытаемся так бегло напомнить вам наших любимых персонажей. Их много, их гораздо больше, и надеюсь, мы ещё будем говорить про них. Но сегодня про двух мы уже сказали и сейчас скажем ещё про одного. Наверное, на сегодняшний день это будет последний. Марк Захаров. Это человек, который к вам, как бы сказать, не то что ближе, но поскольку вы работаете в театре «Ленком», наверное, знаете про него достаточно.

— Конечно, здесь могу сказать с придыханием, что имел честь быть знакомым с этим человеком, работать с ним вместе, делать книгу к его юбилею вместе с Марком Анатольевичем, который для многих до сих пор является эталоном, эталоном творчества. Других составляющих Марка Анатольевича было огромное количество. Я провожу экскурсии в театре, поэтому всегда задаю первый вопрос всем собравшимся: кто такой Марк Захаров?

— Вот давайте с этого места поподробнее. Во-первых, про экскурсии ваши несколько слов. И кто такой Марк Захаров?

— Экскурсии в «Ленкоме» мы проводим третий год подряд. Это идея Марка Борисовича Варшавера, директора театра, и завлита театра Ирины Эдуардовны Горюновой. Впервые мы это сделали в качестве эксперимента на одну из ночей в театре три года назад, и это очень пошло, то есть два раза в месяц мы проводим экскурсии на различные темы. Только народных артистов СССР, персональных, про которых я провожу рассказ, экскурсию, лекцию по театру — Броневой, Янковский, Чурикова, Захаров, Пельтцер, Леонов — достаточно. Это дело очень пошло. Могу сказать уверенно, что билеты раскупаются в течение одного дня.

— В какое время бывают?

— Это выходные дни, в основном суббота или воскресенье, 12:00. Всё неизменно, всё находится на афише сайта, то есть можно зайти на сайт и заказать [2]2. Марк Анатольевич — это человек, про которого можно говорить долго и много. По большому счёту, это человек, который создал бренд по имени «Ленком», и то, что сейчас любой человек, даже приходя туда на экскурсию, не на спектакль, а на экскурсию, все идут и находятся там с придыханием: «Я в „Ленкоме“!» Вспоминают, наверное, каждый своё, слушая легенды из моих уст или из уст наших дорогих коллег-артистов о том, как всё создавалось, с трепетом относятся к «„Юноне“ и „Авось“», тому самому спектаклю... На днях мы сыграли 1900-й спектакль: 43 года постановка Марка Захарова живёт на сцене и пользуется неизменным успехом. Уже, ну уж простите, бабушками стали те люди, которые смотрели премьеру, приводят своих внуков и говорят, рассказывают, как это будет.

— И он жив, и он абсолютно ничего не сбавил.

— Да, и у Марка Анатольевича был абсолютный дар, дар на ансамбль. Он собирал вокруг себя талантливейших людей и ставил спектакли, и до сих пор шесть названий Марка Анатольевича идут в репертуаре «Ленкома».

— Задам немного провокационный вопрос.

— Давайте.

— То, что вы говорите, это было там: что-то живо, а что-то уже не живо. Какова сегодня ситуация в театре? Как он сегодня себя чувствует?

— Знаете, я хочу сказать, что театр, скорее, живёт очередную, на мой счёт, четвёртую жизнь. Первая — это ТРАМ3. Вторая — это гигантский период Берсенева, Эфроса до Марка Анатольевича. Бóльшая третья жизнь театра — 46 лет Захарова. Сейчас театр, не только «Ленком», а многие театры и не только Москвы, они вынуждены... продолжать жить в нынешних условиях, потому как людей таких, как Марк Анатольевич, как Товстоногов, как Олег Ефремов, как Галина Волчек, их сейчас практически нет. Я верю, что они есть, и будем надеяться, что они появятся, но когда уходит такой мастер, не оставляя, по большому счёту, какого-то преемника достойного, театру тяжело. Поэтому сейчас театр живёт, мы посещаем, мы делаем премьеру за премьерой. Другое дело — одна лучше, другая хуже. Мы стараемся поддерживать театр на той высокой планке, которую задал нам Захаров.

— Давайте мы всё-таки поклонимся Марку Анатольевичу за те фильмы, которые он снял, потому что театр — да, без сомнения. Но есть потрясающий список, да, их, может быть, не 20 и не 30, но каждый...

— И в том правда, потому что Марк Анатольевич брал не количеством, а качеством. Если вы посмотрите его биографию в этой книге, вы поймёте для себя, что он не так много сделал, если иметь в виду по количеству, то есть небольшое количество фильмов, не самое большое количество спектаклей, причём в нескольких театрах. В Театре сатиры он работал ещё очень много лет, и в «Ленкоме» бывало, что год-два у нас не было ни одной премьеры. Но зато какие спектакли он ставил, вынашивая идеи, и многим спектаклям 20, 25, 30, 40 лет. И они до сих пор в репертуаре, и до сих пор нельзя достать билеты.

— Это потрясающе, дай Бог вам так и дальше. А фильмы я перечислю (может быть, наши зрители-слушатели вспомнят тоже): «12 стульев» (1976-й год), помните, друзья, потому что нельзя это не помнить; «Обыкновенное чудо», конечно (1978-й год); «Тот самый Мюнхгаузен», легендарный (1979-й год); «Дом, который построил Свифт». На мой взгляд, немножко меньше он известен.

— Поменьше, да.

— А последний фильм такой, достаточно тяжёлый. Последний фильм. У вас там есть?

— «Убить дракона»?

— Да.

— «Убить дракона». А ещё есть «Формула любви»?

— «Формула любви» — да, да, да. Середина — это, наверное, самые популярные и любимые вместе с «Обыкновенным чудом».

— Тот самый растащенный на цитаты.

— А ещё ведь Марк Анатольевич является автором писем товарища Сухова в фильме «Белое солнце пустыни». Он ведь был блестящим драматургом. Да, вместе с Ежовым и Ибрагимбековым он писал сценарий «Белого солнца пустыни» и вот его конкретный вклад в фильм — письма, которые красноармеец Сухов писал своей супруге.

— Красивые тексты там, красивые тексты.

— И он же, Марк Анатольевич, совместно с Мотылём писал сценарий фильма «Звезда пленительного счастья». Не все об этом знают: Марк Анатольевич был актёром по своему образованию, то есть не имел режиссёрского образования и закончил актёрский факультет ГИТИСа. Актёр, режиссёр, публицист, писатель, педагог, общественный деятель, то есть перечислять регалии Марка Анатольевича можно очень долго, поэтому здесь, в частности, присваивание ему звания было за многообразие творческих достижений.

— Да, это всё потрясающе интересно. И знаете, я сижу сейчас и жалею, что выбрала только трёх персонажей, потому что хочется вас слушать и слушать... Это действительно интересно. Это то, чего сейчас крайне мало, а может быть, и нет вообще. Потому что есть люди, которые, так скажем, живут в прошлом. Говорят, что идеализация прошлого — это всегда недовольство настоящим. Может быть.

— Хочу сказать, что это было всегда, во все времена.

— Поэтому надо брать и ценить это действительно наше национальное достояние — все эти имена. Спасибо вам огромное за то, что вы этот труд, надеюсь, завершили. Думаю, он ещё не свёрстан, потому что должны выйти два тома, но он уже собран.

— Материал собран, но сейчас будет чисто техническая работа, и надеюсь и очень верю, что весной 2025-го года мы увидим второй том.

— Благодарю! Желаю удачи! Напоминаю, друзья, что сегодня мы говорили о новой вышедшей книге «Народной артисты СССР», о том, что её можно приобрести в магазине «Москва», о том, что вышла она в издательстве «Артист.Режиссёр.Театр», тоже в Москве, здесь недалеко, на Пушкинской. Желаем вам приятных мгновений, приятных воспоминаний. Благодарю вас, Сергей. Удачи!

— До новых встреч.

— А это была программа «Чёрным по белому» и я, Наталья Черных.
Запись интервью (телерадиокомпания «Русский мир»)

Примечания («Мир энциклопедий»)

  1. Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» был основан в 1927 году как Театр рабочей молодёжи (ТРАМ) при Центральном комитете Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ЦК ВЛКСМ).

Источник и другие ресурсы («Мир энциклопедий»)

  1. «Чёрным по белому»: Сергей Николаев: Авторская программа Натальи Черных/ Телерадиокомпания «Русский мир». — Текст: электронный + Изображение (двухмерное): видео + Устная речь: аудио// ВКонтакте. — 2024. — 9 декабря. — URL: https://vk.com/video-24009581_456240540 (дата обращения: 13.12.2024).
  2. Экскурсия. — Текст: электронный// Ленком (Московский театр). — URL: https://lenkom.ru/shows/54 (дата обращения: 13.12.2024).

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Артист.Режиссер.Театр
  • Ленком
  • Народные артисты СССР
  • СССР
  • СТД РФ
  • артисты
  • биографии
  • деятели культуры
  • издание энциклопедии
  • персоналии
  • справочно-энциклопедическое издание
  • том 1

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Отличная беседа о замечательной книге, ставшей весомым вкладом в дело сохранения памяти о культурной жизни страны, которой нет уже 34 года.
    Единственное, что меня огорчает — цена первого тома в магазинах: от 1818 рублей в магазине «Москва» до 2280 в «Подписных изданиях».
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Евгений Шапиро написал:
    Единственное, что меня огорчает — цена первого тома в магазинах: от 1818 рублей в магазине «Москва» до 2280 в «Подписных изданиях».
    Высокая цена не так уж и удивительна, ведь эта энциклопедия издана, как говорится, дорого-богато, а тираж мал. Вот и выходит, что каждый экземпляр стоит порядка 2 тысяч рублей. Да, это дорогое подарочное издание, какими, например, были, роскошные художественные альбомы советских времен. При этом ничего уникального в энциклопедии, по сути, нет, так как информацию о любом народном артисте, причём информацию максимально подробную, сегодня легко найти в интернете.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересная беседа о выдающихся людях советской эпохи. Для меня, например, удивительным открытием стал тот факт, что Г. М. Вицин получил звание народного артиста СССР, уже будучи известным и любимым всей страной актером. Уверена, в книге много полезной информации для людей, интересующихся искусством.
    Если говорить о цене, то она оправдана богатым содержанием. Что такое 2000 рублей сейчас, особенно в Москве? Один поход за продуктами обходится дороже.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Алина К. написала:
    Для меня, например, удивительным открытием стал тот факт, что Г. М. Вицин получил звание народного артиста СССР, уже будучи известным и любимым всей страной актером.
    Вот видите, вы узнали что Г. В. Вицин получил звание очень поздно, а еще один персонаж из известной «тройки» — Евгений Моргунов — так и не получил этого звания, а значит статьи о нем в этой энциклопедии нет. Я уже высказывал здесь своем мнение по поводу данной энциклопедии, и мне совершенно правильно сообщили о четкой архитектуре энциклопедии. Да, архитектура есть, но как по мне, энциклопедия все равно получается несколько субъективной.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss написал:
    а еще один персонаж из известной «тройки» — Евгений Моргунов — так и не получил этого звания
    Моргунова и других «невключённых» см., например, в энциклопедии «Актёры отечественного кино» в 4 томах (2012—2018), изданной раньше и не особо дорого-богато, которую можно приобрести у соавтора Марины Кравченко всего за 1500 рублей (без учёта доставки). На сайте «Мир энциклопедий» планируется новость о очередном цикле презентаций данного издания (видимо, мероприятия будут проводиться, пока тираж не раскупят).
    • 1/0