Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Слово и дело

Об энциклопедии «Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актёры. Режиссёры»

Рецензия

  • 6 апреля 2025
  • просмотров 380
Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актёры. Режиссёры: энцикл./ [Гл. ред. А. А. Чепуров; Ред.-сост.: А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова; Ред.: Е. В. Миненко, А. А. Шепелёва]. — СПб.: Балтийские сезоны, 2020. — 880 с.: ил. — (Библиотека Александринского театра).
Суперобложка энциклопедии «Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актёры. Режиссёры» (2020)История русского профессионального театра пошла в Санкт-Петербурге, в новой столице нового государства, с «монаршего» слова — именного указа императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г., претворившегося в дело лишь следующей зимой, когда, выйдя на публичную сцену, начала свою постоянную и регулярную деятельность первая национальная драматическая труппа. Пока Москва, полагаясь на свою древность и единоличный столичный статус, ищет у себя точку отсчёта общероссийской театральной традиции, в Северной Пальмире издана энциклопедия «Александринский театр», который предстал в ней основным сюжетом в развитии русской театральной идеи. Авторам издания удалось снять вопрос о начале национального драматического театра — важной государственной и культурной институции, возникшей по воле монарха, в период становления и вызревания находившейся под покровительством и в управлении властей предержащих, сумевшей соединить блеск имперской репрезентативности с демократической публичностью, придворный вкус с интересами и ожиданиями широкого зрителя. Сложившаяся в северной столице модель казённого театра породила современную систему российских государственных театров.

265-летний путь первой русской драматической труппы, история которой представлена в лицах «делателей» театра — актёров, постановщиков спектаклей и режиссёров, запечатлелся в книге, появившейся не к творческому юбилею, но к знаменательному событию в её жизни — присвоению нового и, по исторической справедливости, заслуженного имени — Национальный драматический театр России. Авторы энциклопедии настаивают на преемственности Александринского театра с труппой Ф. Г. Волкова, поставленной под директорство А. П. Сумарокова, перешедшей в придворное ведомство, менявшей названия и сценические площадки, но не прекращавшей свои представления. Непрерывность творческой деятельности петербургской труппы обеспечивала устойчивость исполнительской традиции — мастерство и особое чувство формы и стиля, унаследованные от классицистской эстетики эпохи Просвещения, передавалось от старейшины актёрского цеха И. А. Дмитревского к представителям молодого поколения — начиная с бывших питомцев Московского воспитательного дома, перешедших из театра К. Книппера на придворную сцену, до А. С. Яковлева, таланта, выразившего новые преромантические веяния. Состав драматической труппы пополнялся и обновлялся не столичными или провинциальными любителями-самоучками, а выпускниками основанной в 1779 г. театральной школы, что, несомненно, способствовало раннему пониманию эстетической целостности спектакля и формированию актёрского ансамбля на принципах амплуа.

Продление истории Александринского театра в XVIII столетие не кажется искусствоведческой гипотезой, амбициозной попыткой нарочно масштабировать живое и подвижное художественное явление, пережившее и переживающее кризисные этапы, взлёты и падения. Характерно, что первый директор русской драматической труппы, автор репертуара и актёрский наставник Сумароков не преминул вынести суждение о падениях и подъёмах национального театра, делавшего при нём первые, робкие шаги, естественно, ставя себе в заслугу его спасение. К достоинствам энциклопедии следует отнести разумное самоограничение в составлении словника — сосредоточенность её авторов на актёрских и режиссёрских персоналиях, исключение из него драматургов, в том числе, и совмещавших литературную деятельность с театральным наставничеством и педагогикой. Во-первых, информация о них доступна в многочисленных изданиях филологического толка — монографических и справочных, а, во-вторых, настоящее понимание актёрской природы, основ исполнительского стиля, сохранение или отказ от привычной интерпретации сценического образа как классической, так и современной пьесы в большей степени связаны с практической деятельностью тех, кто выходит на подмостки. Драматург ограничен своим эстетическим идеалом и замкнут в рамках выбранного художественного направления, как правило, не чуток к неожиданным проявлениям актёрской индивидуальности. Примечательно, что на осмыслении собственного актёрского опыта и на реальных знаниях законов сцены формируется первое поколение русских режиссёров, не говоря о том, что первоначально инспекторами труппы назначались её «первые сюжеты». Если в ряду драматических писателей оказываются актёры, что не редкость для XVIII и XIX вв., этот факт оговаривается в посвящённой артисту статье.

Фундаментальный труд, включающий 2500 статей об актёрах и режиссёрах старейшего национального драматического театра, со сведениями, извлечёнными из архивных документов, справочной литературы и периодических изданий прошлых лет, представлен в формате печатной книги.

Прежде чем приступить к избирательному чтению, что привычно для научно-информационного издания, необходимо ознакомиться со вступительной статьёй А. А. Чепурова «Театр государства Российского. История русской драматической труппы в лицах», уяснить принципы составления биографических статей из раздела «От редакторов-составителей», а также изучить списки употребляемых сокращений и расшифровку аббревиатур.

Предваряющая справочный материал авторская статья отличается высоким научно-теоретическим уровнем и имеет сквозной сюжет, излагающий поэтапно, с временным шагом в десятилетие, историю первой русской драматической труппы с момента её учреждения, выделяя в каждом периоде наиболее значительные фигуры. Десятилетние интервалы в периодизации приняты А. Чепуровым не случайно: регулярная смена актёрских поколений была продиктована условиями службы артистов русского придворного театра, которые при императрице Екатерине II через десять лет получали право на пенсион и покидали сцену, позже срок службы был увеличен до двадцати лет. Следует отметить, что ни движение драматической литературы, ни изменение её стилевых и жанровых ориентиров не является для исследователя первичными условиями развития театральной традиции. Она живёт и продолжается благодаря появлению на сцене новой актёрской индивидуальности, стремящейся создать образ героя, мыслящего и чувствующего, как современник, сидящий в зрительном зале, умеющей выразить эмоцию в рационально осмысленной и доведённой до эстетического совершенства внешней форме — в пластике, жесте, интонации. Новый актёр, поступавший в труппу, создавал сценический образ нового героя: так было с В. Ф. Комиссаржевской, способной уравновешивать проявления внутренней нервности, личный темперамент и психоэмоциональный опыт поэтическим лиризмом, и П. В. Самойловым, сочетавшим экспрессию до крайности взнервленных чувств с интеллектуальной игрой.

Внешняя выразительность в оформлении и мизансценическом рисунке спектакля, по мнению историка, определила особый репрезентативный стиль постановок Александринского театра, которому соответствовал и воспитанный в его традиции актёр, с готовностью откликнувшийся на эксперименты двух первых десятилетий XX в. С В. Э. Мейерхольда в статье А. Чепурова начинается тема режиссёрского театра, которую продолжают работы Н. В. Петрова, Л. С. Вивьена, Г. А. Товстоногова, В. В. Фокина, А. А. Могучего, Н. А. Рощина. Своё повествование историк завершает кратким анализом наиболее значительных спектаклей Александринского театра в XXI в., возвращаясь к исходному вопросу об особом типе театральности, присущей старинной петербургской труппе. Автор склонен видеть его в открытости александринской сцены для лабораторного эксперимента, в готовности принять любые течения и тенденции, возникающие в театральном процессе, приёмы и методики, накопленные актуальной педагогической и репетиционной практикой, при условии сохранения уровня исполнительского мастерства и тщательного отбора актёрских индивидуальностей, способных осваивать образный язык разных режиссёров. Центральной фигурой Александринского театра для Чепурова по-прежнему остаётся актёр и его творческая личность, представляющая разные школы и направления в сценическом искусстве: раскрыть её является главной целью режиссёра как автора концепции спектакля.

При разработке словника составители энциклопедии стремились к максимально широкому охвату имён, связанных с деятельностью петербургской драматической труппы, не упуская возможности пополнить список фамилиями скромных и малоизвестных представителей актёрской и режиссёрской профессий. Задача справочного издания заключалась в создании коллективного портрета сотрудников первого русского профессионального театра на фоне четырёх веков. Он сложился из артистов разной степени одарённости и значимости в истории сценического искусства, вне зависимости от того, было ли их пребывание в труппе кратковременным или долгосрочным, занимали ли они ведущие роли или служили во вспомогательном составе, имели ли зрительское признание или не знали его. Достойным упоминания оказался каждый из малозаметных театральных тружеников, о ком сообщил чудом уцелевший архивный документ, кто хоть однажды вышел на сцену или поставил единственный спектакль, был учеником школ и студий при Александринском театре. Без этих персоналий в несколько строк реальный образ старейшего национального театра был бы не полным.

Для авторов биографических статей был выработан алгоритм: справка начинается с фамилии, имени и отчества персоны, заявляется сценическая фамилия или псевдоним, для актрис указывается девичья фамилия или фамилия по мужу, приводятся, по возможности, точные даты жизни, место рождения и погребения, затем обозначается род театральных занятий: актёр, режиссёр, антрепренёр, педагог; и период работы в Александринском театре. Начиная с советского периода, перечисляются звания, государственные награды и театральные премии.

В основное содержание статьи входят сведения о родителях, семье и полученном образовании, в первую очередь, театральном, с указанием названия учебного заведения и фамилии руководителя курса или класса. В случае отсутствия специального актёрского образования, что характерно для некоторых исполнителей, поступавших во второй половине или в конце XVIII в. на придворную сцену из провинции, равно как и для первых русских профессиональных актрис, сообщается о ранее приобретённом актёрском опыте. В части статей служба в Александринском театре остаётся эпизодом в творческой биографии актёра или режиссёра, которому предшествует или за которым следует деятельность в других городах и театрах. В справках, посвящённых выдающимся мастерам александринской сцены, выделяется одна или несколько наиболее значительных ролей, характеризующих исполнительскую манеру или особенности актёрского стиля. При описании и оценке ключевых сценических образов цитируются свидетельства современников. На действующее лицо и его исполнителя предложено смотреть глазами зрителя-очевидца, наблюдателя из другой эпохи, не свободного от эстетических пристрастий, но непосредственно воспринимающего и точнее интерпретирующего сценический образ. В заключительной части статьи даётся перечень выявленных и подтверждённых архивными документами ролей, входивших в репертуар исполнителя.

Каждую статью завершает список источников, на которые опирался при её написании автор. Он состоит из сочинений театрального деятеля (статей в периодической печати, изданных мемуаров или литературных произведений), литературы (монографий или опубликованных справочных материалов, относящихся к периоду творческой деятельности актёра или режиссёра), наконец, из рукописных документов, отложившихся в различных архивохранилищах. Они представляют особый интерес для историка театра, поскольку с их помощью вводятся в научный оборот до сей поры неизвестные факты личной и творческой судьбы персонажа как значительного, так и малоизвестного, проясняются детали театрального быта и мотивы административных решений, связанные с принятием на службу, увольнением, размером назначаемого жалованья. Наконец, использование архивных материалов объективно повышает научную ценность информационно-справочного издания, обращённого, по признанию авторов-составителей, к эрудированному читателю.

Читателю, действительно, нужно потрудиться для того, чтобы уточнить имена репертуарных драматургов, которые вынесены в заключающий энциклопедию раздел «Список названий пьес и спектаклей». Перечень можно было снабдить датой первой постановки на александринской сцене каждой из драм. Десять переводных вариантов «Гамлета», выполненных разными литераторами в разное время, не имеют датировки, а потому сложно догадаться, чьей именно версией шекспировской трагедии могли воспользоваться актёры, положим, первой трети или 40-х гг. XIX в.? Привычный к добыванию знаний эрудит назначит петербургской труппе играть «Гамлета» в стихотворном переводе С. И. Висковатова (1810), александринский трагик В. А. Каратыгин исполнит заглавную роль в переводной версии Н. А. Полевого (1837), а кто представит «Гамлета» в переводе А. И. Кронеберга (1844)?

Хотя это, пожалуй, единственное замечание к фундаментальному труду, посвящённому великому делу — истории первого национального театра в России.
  • Теги
  • Александринский театр
  • Национальный драматический театр России
  • актёры
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • деятели искусства
  • драматический театр
  • история театра
  • персоналии
  • режиссёры
  • театральное искусство
  • Библиографическое описание ссылки Ефремова Н. [Г.] Слово и дело/ Надежда [Георгиевна] Ефремова// Вопросы театра. — 2021. — № 3-4. — С. 154-159. — Рец. на кн.: Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актёры. Режиссёры: энцикл./ [Гл. ред. А. А. Чепуров; Ред.-сост.: А. П. Кулиш, Е. В. Третьякова; Ред.: Е. В. Миненко, А. А. Шепелёва]. — СПб.: Балтийские сезоны, 2020. — 880 с.: ил. — (Библиотека Александринского театра).

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация